В Запорожье остановлен алюминиевый комбинат (ЗАлК) – единственный в Украине производитель первичного алюминия. Он обеспечивал всю цепочку алюминиевого производства. Сегодня около 5000 сотрудников оказались в "подвешенном" состоянии. Основанием для остановки завода стало решение Запорожского окружного административного суда о ликвидации предприятия, пишет forbes.ua.
Еще в ноябре 2014 года Днепровское территориальное управление Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку обратилось в админсуд с требованием ликвидировать ЗАлК на основании того, что активы предприятия меньше, чем установленный законом минимум возможного уставного фонда для акционерных обществ. В декабре суд удовлетворил это требование, а государственный регистратор на основании решения суда внес в реестр предприятий сведения о том, что комбинат находится в процессе прекращения деятельности.
Впрочем, путь к своей ликвидации ЗАлК начал задолго до сегодняшнего дня. После многолетних приватизационных баталий в апреле 2007 года 97,5% акций комбината сконцентрировал холдинг "РусАл" российского бизнесмена Олега Дерипаски. В том же 2007-м предприятие выпустило рекордные 112,4 тыс. тонн первичного алюминия. Но уже в 2008 году мощности по его производству были отключены.
Причина – Украина отменила льготные тарифы на электроэнергию для предприятий, использующих в производстве электролиз, таких как алюминиевые и ферросплавные заводы. На тот момент в восьми корпусах ЗАлКа было установлено более 600 электролизеров. У комбината уже были все предпосылки для создания собственного фольгопрокатного цикла.
С этой целью еще в 2002 году было пущено производство лито-рулонной заготовки. Была смонтирована часть оборудования: 60-тонные печи, 30-тонные миксеры, два литейных агрегата для непрерывной разливки алюминиевого листа, создан участок для шлифовки валков и корпус, где должны были быть развернуты прокатка листа и фольги, а также установлены печи отжига. При покупке ЗАлКа "РусАл" обратился к правительству Украины с инициативой решить вопрос выпуска лито-рулонной заготовки, но это так и не было сделано.
Отказавшись от производства собственного первичного алюминия, ЗАлК стал производить катанку и слитки из импортного сырья. В результате, по данным 2008 года, импорт алюминиевой продукции в Украину составил примерно 100 000 тонн. Это прокат – лист, трубы, проволока и другая продукция – в основном из Италии, России, Казахстана и Китая.
Начиная с 2010 года, Украина пытается вернуть в госсобственность 68% акций ЗАлКа, купленных "РусАлом" в 2007 году как раз под инвестобязательства. Это удалось сделать лишь в декабре 2014-го, причем стороны дошли уже до Верховного суда Украины. Тогда же компания "РусАл" заявила, что рассматривает возможность обжалования этого решения в международных судах. Однако решение о ликвидации предприятия, похоже, изменило ее планы.
"Международная группа UC RUSAL не видит дальнейших перспектив своего присутствия на алюминиевом рынке Украины. Инвесторы Запорожского алюминиевого комбината в лице международной корпорации UC RUSAL восприняли решение суда о ликвидации акционерного общества как итог многолетней недальновидной экономической политики украинского правительства", – сообщила пресс-служба ЗАлКа со ссылкой на генерального директора Александра Котюка.
Согласно сообщению, экономическая ситуация в Украине, рост цен на энергоносители и потеря внутреннего рынка сбыта алюминиевой катанки убедили руководство "РусАла" в экономической нецелесообразности дальнейшего инвестирования средств в производство алюминия в Украине.
Вместе с тем прокуратура Запорожской области просит Днепропетровский апелляционный административный суд отменить решение Запорожского окружного административного суда о ликвидации Запорожского алюминиевого комбината. Правда, по формальным причинам. О дальнейшей судьбе предприятия речь не идет.
Forbes решил выяснить, какие перспективы есть у ЗАлКа. Мы обратились к Сергею Грищенко, который на протяжении 15 лет, вплоть до марта 2010 года, с небольшими перерывами занимал пост замминистра промышленной политики, и курировал, в том числе, цветную металлургию.
– Какие отрасли производства в Украине потребляют наибольший объем алюминиевой продукции? И нужна ли Украине своя алюминиевая промышленность?
– Потребителями алюминия являются практически все отрасли промышленности Украины. Среди них стоит особо выделить машиностроение, оборонку, авиа- и судостроение, энергетику, производство стройматериалов. Потребляемая ими продукция – литье (сплавы) и прокат, включая лист, ленту, плиты, профили, катанку, трубы, прутки и фольгу.
Поэтому Украине очень нужна своя алюминиевая промышленность. Ведь это еще и стратегический металл, а потому ориентироваться только на импорт – значит, не думать о безопасности государства.
Неслучайно первой программой по промышленности после получения Украиной независимости стала именно "Программа развития алюминиевой промышленности на 1993 г. и на период до 2000 г." (принята постановлением КМУ от 09.12.1993 г. №1033). В этой программе, кратко называемой "Алюминий Украины", выполнен детальный анализ в разрезе отраслей и видов потребляемой продукции.
– Если принималась такая программа, то страна была обеспечена сырьем и производственными мощностями?
– Мощности алюминиевой промышленности у нас следующие: Николаевский глиноземный завод (НГЗ) – 1,5 млн тонн глинозема, а также попутно галлий и другая продукция; ЗАлК (до остановки) – 200 000 тонн глинозема, 100 000 тонн первичного алюминия, катанка, рулонная заготовка (под фольгу), технический кремний, силумин и другая продукция; предприятия "Вторцветмета" – суммарно 165 000 тонн вторичного алюминия и сплавов. Плюс за последние годы созданы производства по выпуску алюминиевого проката (профили) примерно на 70-80 тыс. тонн в год.
Украина относится к странам, очень богатым различными алюмосодержащими видами небокситового сырья и относительно бедным – по запасам бокситов. К сожалению, действующая в Украине технология ориентирована на переработку именно бокситов. На самом крупном, Высокопольском месторождении мы в свое время даже заложили разведочную шахту. Но кончились централизованные капвложения – и дело остановилось.
– То есть по сырью Украина полностью зависит от импорта?
– В качестве сырьевой базы используются африканские бокситы. В свое время Украина как бы де-факто приняла от СССР созданные с участием НГЗ и ЗАлКа мощности по добыче бокситов в Гвинее. Была создана структура "Укрбоксал", в Гвинею ездили правительственные делегации (я участвовал в их работе), подписывались межправительственные соглашения по обеспечению поставок бокситов и пр. Кроме того, на первых порах мы с россиянами предполагали продолжить работу по освоению крупнейшего в мире бокситового месторождения Диан-Диан (около 2 млрд тонн бокситов высокого качества), также вели переговоры на межправительственном уровне.
Но после захода "РусАл" на НГЗ все дела по Гвинее ушли от нас в "РусАл". И теперь интересная ситуация: раньше Украина была крупнейшим покупателем гвинейских бокситов, а сейчас – Россия, хотя бокситы, как и раньше, везут в Николаев.
– Почему же Украина так и не сделала собственный производственный цикл? Что этому мешало?
– Помешал системный спад в экономике Украины, прежде всего в металлопотребляющих отраслях. Я не раз говорил, что у нас нет кризиса, собственно, в металлургии, но есть кризис в металлопотреблении. Черная металлургия, имеющая развитую сырьевую базу, переориентировалась на экспорт. Цветная металлургия, в том числе алюминиевая отрасль, пострадали в большей мере.
В 1990 году в Украине было потреблено 464 000 тонн алюминия, или 9 кг на душу населения. А в технически развитых странах тогда потреблялось по 20-30 кг. В 2008 году этот показатель у нас упал до 2 кг/душу населения.
При Советском Союзе в ЗАлК ничего не вкладывали, все шло в строительство сибирских гигантов. Запорожский завод сохраняли только потому, что он был первенец советских пятилеток, но там технология и оборудование начала 1930-х годов, плюс проблемы высокой стоимости электроэнергии и затрат на экологию. Его держали только для производства литейных сплавов под ВАЗ.
Реализовать программу "Алюминий Украины" помешало также прекращение государственного финансирования. По ряду объектов, предусмотренных программой, были выполнены только проектные работы – например, заводы в г. Токмак Запорожской обл. и г. Первомайск Харьковской обл. С их строительством выпуск первичного алюминия должен был быть доведен до 200 000 тонн в год.
При покупке НГЗ "РусАл" обещал построить завод в Первомайске в качестве инвестобязательств. Но затем заменил их на увеличение до 1,5 млн тонн производства глинозема на НГЗ.
– Можно ли сейчас сделать в Украине замкнутую цепочку производства алюминия и продукции из него для обеспечения потребностей Украины? Что для этого надо?
– Можно сделать все – вопрос, за чьи средства и какой ценой? Развитие ЗАлКа было прекращено, а сейчас полностью остановлен комбинат из-за высоких тарифов на электроэнергию.
Программой 1993 года в качестве источников финансирования рассматривались: 1) бюджет – тогда заводы все были государственные; 2) кредиты под правительственные гарантии (ЗАлК успел воспользоваться кредитом для закупки оборудования для фольгопрокатного производства, ввел первую очередь по рулонной заготовке, а дальше средств не хватило, кредиты не возвращены до сих пор); 3) собственные средства предприятий – этого явно недостаточно.
Сейчас вопрос замкнутого цикла может решить только эффективный собственник при участии государства – в части тарифов на электроэнергию, как это делалось в 2002-2005 годах.
– Что делать с ЗаЛКом – как Украина должна поступить: инвестировать и развивать за счет государства, привлечь инвестора, передать в какой-нибудь существующий холдинг?
– Готовых рецептов у меня нет. Возможен немецкий вариант: если акции ЗАлКа окончательно вернутся в госсобственность, можно объявить открытый конкурс и продать его за 1 символическую гривну (как немцы – за 1 марку).
Но под обязательства возобновить производство, обеспечить зарплатой определенное количество работающих, платить налоги, рассчитаться с долгами и пр. Однако без предоставления льгот по тарифам на электроэнергию желающие вряд ли найдутся. А в сегодняшних условиях рассчитывать на бюджетные средства – это маниловщина в чистом виде.
– Как поступить с Николаевским глиноземным? Стоит ли национализировать? Или наладить сотрудничество с нынешними собственниками для работы в интересах Украины?
– Мне не совсем понятна постановка вопроса о национализации. Завод стабильно работает, думаю, платит налоги и зарплату (одно время у них была наибольшая зарплата в отрасли по Украине), а споры на тему "нужен ли Украине НГЗ?" остались в далеком прошлом, в начале 1990-х годов. Продукция гарантированно находит сбыт в рамках холдинга, на этом все построено. Интересы собственников и государства здесь полностью совпадают.