Проверено на себе: реально ли вернуть деньги за купленный у мошенников товар фото freepik
Проверено на себе: реально ли вернуть деньги за купленный у мошенников товар
События
21 апреля 2020 17:33
Проверено на себе: реально ли вернуть деньги за купленный у мошенников товар фото freepik

Несмотря на то, что людям регулярно напоминают о мошенничестве в интернете, горожане продолжают попадаться на уловки хитрецов. Vgorode стал свидетелем того, как человек "купил" по объявлению велотренажер, но товар в итоге так и не получил. Мы решили на собственном опыте проверить, реально ли в таком случае найти обманщиков через полицию.

Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram. 

В чем суть обмана

Продавец просит деньги, а товар не отправляет / freepik.com
Продавец просит деньги, а товар не отправляет / freepik.com

Схема стандартная. Человек нашел на OLX объявление о продаже велотренажера. Он был в состоянии б/у и стоил 1000 гривен. В объявлении был телефон и покупатель связался с продавцом через Viber. Как оказалось, это была первая ошибка: никогда не уводите переписку с сайта объявлений.

Женщина, которая продавала тренажер, согласилась отправить его из Харькова в Запорожье "Новой почтой". Правда, сказала, что так как тренажер тяжелый, то ей не хотелось бы таскаться с ним туда-сюда в случае, если покупатель не заберет его на отделении почты. Поэтому наложенным платежом товар отправлять отказалась. Причина была убедительная, потому покупатель согласился и отправил полную сумму на банковскую карту якобы мужа продавца. Это стало второй ошибкой: никогда не перечисляйте деньги незнакомому продавцу. На том же OLX лучше воспользоваться услугой "Безопасная сделка". Тогда будут защищены и продавец и покупатель.

В итоге после перечисления денег товар никто не выслал. На следующий день на звонки продавец отвечать перестала, все сообщения стерла, объявление удалила. У покупателя остались только ее номер телефона, данные банковской карты мужа и его ФИО, фотографии самого велотренажера.

купленный велотренажер выглядел так / фото "продавца"
купленный велотренажер выглядел так / фото "продавца"

Первым делом позвонили в банк

В банке сказали обращаться в полицию / freepik.com
В банке сказали обращаться в полицию / freepik.com

На следующий день после случившегося покупатель обратился на горячую линию "ПриватБанка" в надежде, что еще можно заблокировать перечисленные на карту продавца деньги и заявить, что он мошенник. Увы, так это не работает. В банке порекомендовали обратиться с заявлением в полицию и только после того, как к ним придет официальное обращение, они смогут предоставить информацию о владельце карты. Все логично, ведь это персональные данные.

Потом обратились в киберполицию

Мы обратились в киберполицию онлайн / freepik.com
Мы обратились в киберполицию онлайн / freepik.com

Через день после "неудачной сделки" мы с покупателем обратились в Киберполицию Украины. Сделать это можно онлайн на сайте. Инструкция простенькая: описывая все в мельчайших подробностях мы справились минут за пять.

Обращение можно заполнить в пункте "Зворотній зв'язок"
Обращение можно заполнить в пункте "Зворотній зв'язок"

После этого нам на почту пришло письмо о том, что заявка принята и скоро с нами свяжутся.

Обращение пообещали перенаправить

Что сказали в киберполиции по поводу нашего обращения / иллюстрация freepik.com
Что сказали в киберполиции по поводу нашего обращения / иллюстрация freepik.com

На удивление, ждать долго не пришлось. В тот же день нам позвонил городской киевский номер и начал уточнять все данные. Нас попросили сбросить на электронную почту скриншоты оплаты и все остальные данные, которые у нас есть. Также порекомендовали написать в поддержку OLX и пожаловаться на мошенников. 

Скриншоты мы отправили, а вот пожаловаться на объявление в OLX не получилось, так как ссылки на него не сохранилось, а в поиске его уже не находило – логично, что продавец его удалила.

Также в сервисной службе Департамента киберполиции сообщили, что наше обращение будет передано в территориальное подразделение киберполиции, а оттуда уже скорее всего его передадут в криминальное подразделение полиции. Такое перенаправление связано с тем, что эта ситуация относится не к кибернарушению, а к мошенничеству.

То есть, вот она наша следующая ошибка – чтобы не терять времени на все эти "перенаправления", лучше сразу обращаться в ваше местное отделение полиции.

Ждать звонка пришлось долго

Звонка из полиции пришлось ждать больше месяца / freepik.com
Звонка из полиции пришлось ждать больше месяца / freepik.com

Такая оперативная реакция на обращение в Департаменте киберполиции внушила в нас надежду, что все пройдет быстро и мошенников легко найдут. Однако дальше нас ожидало разочарование.

Для понимания сроков: в киберполицию мы обратились 22 января. В тот же день нам перезвонили, все уточнили и рассказали, что будет с нашей заявкой дальше. Увы, но после этого было затишье больше, чем в месяц. Тогда у нас уже точно не было надежды, что мошенников найдут. Перезвонили нам только 2 марта, это уже был оперуполномоченный из Днепровского отделения полиции. 

Нас снова попросили скинуть все скриншоты, уточнили все ту же информацию и сказали, что если еще что-то понадобится, то нам обязательно позвонят. Спойлер – больше не звонили.

Пришло письмо из полиции: мы остаемся и без денег, и без тренажера

Письмо пришло в апреле
Письмо пришло в апреле

В начале апреля мы получили письмо из Днепровского отделения полиции ГУНП Запорожской области. Нам написали, что руководство внимательно рассмотрело обращение и установило, что в событии "отсутствуют сведенья, которые бы указывали на наличие в данном событии уголовного правонарушения". Поэтому внести информацию о случившемся в ЕРДР не могут.

В справке к делу правоохранители объясняют решение тем, что покупатель перечислил деньги добровольно, хотя мог бы выбрать другой способ оплаты. Также в документе пишут, что установить прямой умысел человека, который не отправил товар, невозможно, ведь могли произойти форс-мажорные обстоятельства, из-за которых он мог не отправить товар из-за независящих от него причин.

Почему полиция не внесла сведения в ЕРДР и что делать в таком случае

Проверено на себе: реально ли вернуть деньги за купленный у мошенников товар
Письмо пришло в апреле

Как сообщил доктор философии в сфере права и управляющий партнер юридической фирмы "Горецкий и партнеры" Олег Горецкий, полиция не всегда вносит сведения о совершении уголовного преступления в Единый реестр досудебных расследований. В таком случае покупатель может подать жалобу в суд следственному судье на бездействие органов досудебного расследования.

- После внесения сведений в реестр, необходимо получить информацию о личности следователя, связаться с ним, настаивать на вашем допросе и признании потерпевшим. Во время допроса следователю необходимо предоставить всю известную вам информацию: ссылки на страницы продавца, телефоны, номера счетов.
Если окажется, что уголовных производств несколько, они могут объединить, что увеличит шансы на раскрытие преступления. – говорит специалист Олег Горецкий.

Мнение адвоката: стоит ли вообще обращаться в полицию в таких случаях

Что думает адвокат: стоит ли обращаться в полицию / freepik.com
Что думает адвокат: стоит ли обращаться в полицию / freepik.com

Как сообщил Vgorode адвокат Вадим Володарский, если действия продавца в такой ситуации являются умышленными (или есть существенные основания так считать) и сумма сделки значительная, тогда имеет смысл обратиться с заявлением в орган полиции с требованием открыть уголовное производство по факту мошенничества (ст.190 УК Украины). С заявлением можно обратиться либо лично, либо написать его и отправить на адрес органа полиции заказным письмом с уведомлением. Правоохранители обязаны будут зарегистрировать его и среагировать.

- Статья 214 УПК Украины не предусматривает отказа в открытии уголовного производства. Такого порядка вообще не предусмотрено. В случае, если уголовное производство не открыто, тогда бездействие органа досудебного следствия можно обжаловать следственному судье, – говорит адвокат Вадим Володарский. 

По словам адвоката, уже в случае открытия уголовного производства орган следствия должен провести следственные действия и принять меры для раскрытия преступления, если оно имело место быть. И только в случае, если в результате расследования окажется, что состава преступления нет, тогда следователь должен закрыть уголовное производство. 

Вывод: нам не повезло, но это не приговор

Были ли подобные случаи, когда мошенников ловили / freepik.com
Были ли подобные случаи, когда мошенников ловили / freepik.com

Увы, в нашем случае полиция не посчитала, что в ситуации есть правонарушение. То есть, при подобном инциденте не стоит сильно рассчитывать на то, что мошенника легко найдут и накажут.

Однако для чистоты эксперимента мы решили посмотреть в реестре судебных решений, были ли подобные ситуации доведены до суда и наказывали ли в итоге мошенников. Оказывается, в реестре таких не одна сотня. В том же Запорожье в 2016 году мужчину признали виновным в мошенничестве, когда он на OLX полгода "продавал" кроссовки, но не отправлял их покупателям после предоплаты. Тогда на мошенника пожаловались 18 человек, видимо поэтому его вину доказали. Мужчину приговорили к двум годам лишения свободы, но в итоге отпустили с годом испытательного срока. Деньги пострадавшим обязали вернуть.

Поэтому Vgorode рекомендует никогда не отправлять деньги незнакомым продавцам, а пользоваться наложенным платежом или услугами безопасной сделки на сайтах объявлений.

Однако, если вы уже попались на уловку мошенников, то все же стоит обратиться с заявлением в полицию (лучше сразу в местное отделение). Иллюзий строить не нужно, но вдруг вы будете не единственным, кого "развел" этот человек и именно ваше заявление поможет его наказать.

Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях