Эта свалка на территории национального заповедника "Великий Луг" и стала причиной для возбуждения уголовного дела. Фото Павла ВЕСЕЛКОВА.
На территории парка "Великий Луг" находилась стихийная свалка села Малая Белозерка. Она образовалась еще в 60-х годах прошлого века и в течение 50 лет только разрасталась. Так бы эти кучи мусора и продолжали лежать на своих местах, если бы не жалоба, поступившая в прокуратуру от двух предпринимателей, арендующих рядом пруд.
По факту жалобы прокуратурой и экологической инспекцией была проведена проверка, по результатам которой парку выписали штраф и предписание ликвидировать свалку в кратчайшие сроки.
В конце августа в экоинспекцию поступил ответ, в котором говорилось о ликвидации стихийной свалки. Повторная проверка показала, что свалка не ликвидирована, а кучи мусора просто сравняли с землей. Как итог, штраф вырос в разы и составил сумму 372 тысячи 845 гривен 76 копеек, а на директора парка было заведено уголовное дело.
Вид свалки после ее ликвидации. Фото: Павел Веселков
Кто же дал указ о захоронении отходов на территории парка? С этим вопросом мы обратились к экс-директору парка Юрию Солопу.
- У моей дочери серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому 30 июля я написал заявление об отпуске и отправил факсом. По факсу получил подписанное заявление. Мне предоставили отпуск и я сидел дома с ребенком. В это же время я написал заявление на увольнение. Но меня не отпустили. Что в это время происходило со свалками, я не знаю. Мне буквально два дня назад вручили постановление об этом уголовном деле. Но что там написано в деле, я не представляю, потому что еще его не видел. Каким боком я к этому - не знаю. То, что у нас свалки в рекреационной зоне, то люди выбрасывают. Рекреационная зона не закрыта, она открыта для людей. У нас есть договор с КУП "Наш дом", и по мере поступления денег мы мусор убираем.
На перегруженный днепрорудненский полигон бытовых отходов должны были вывезти мусор сотрудники парка "Великий Луг". Фото: Павел Веселков
Имел ли возможность парк самостоятельно справиться со стихийной свалкой? Скорее всего нет. Ведь у парка в распоряжении всего два легковых автомобиля. Нанять грузовик и вывозить мусор не позволяли финансовые возможности государственной структуры. При годовом бюджете в 1 миллион 600 тысяч гривен практически все деньги уходят на зарплаты сотрудников, на остальные нужды заповедника остается всего 40 тысяч гривен в год. Да и вывезти эту свалку в общем-то некуда, ближайший днепрорудненский полигон бытовых отходов находится в 30 километрах, но он переполнен и не может принять такой мусор, остается только свалка в Запорожье, а это почти 100 километров в одну сторону - слишком большое расстояние и дорогое удовольствие.
Мусорят на заповедных территориях не кабаны и косули, которые там живут, а люди. Фото: Павел Веселков
Получается, что парк не имел возможности вывезти свалку самостоятельно. Но так ли велик ущерб от разравнивания свалки, как штраф в пятую часть годового бюджета заповедника? За разъяснениями мы обратились в Запорожскую областную экологическую инспекцию.
- Мы провели анализ грунта, и если изначально участок квалифицировался как "замусоренный", то сейчас после действий работников парка классификацию сменили на "загрязнен". Из-за того что свалка была растянута, под действием осадков в грунт просочилось множество загрязняющих веществ. Есть формула расчета ущерба, утвержденная Кабинетом министров, по ней мы и считали. Ничего личного, - говорит инспектор областной экологической инспекции Валерий Труфанов.
Гордиев узел двух подразделений до недавно одного министерства решила разрубить прокуратура. И завела сразу два уголовных дела на человека, который на момент нарушения находился в отпуске. Конечно же, в прокуратуре от комментариев отказались, сославшись на то, что вся необходимая информация есть на сайте.
Однако ничего, кроме сухих сводок, там не оказалось.
Как обстоят дела со стихийными свалками в других заповедниках области, с этим вопросом мы обратились к директору национального заповедника "Хортица" Максиму Остапенко:
- Проблема мусора для Хортицы также очень актуальна. В 2007 году на меня тоже заводили уголовное дело за то, что мы привлекали к уборке мусора безработных. У нас законы так построены, что если ты ничего не будешь делать, то на руководителя могут завести уголовное дело, а с другой стороны, если будешь делать в меру своих возможностей во благо, то это тоже может заинтересовать органы.
Ведь мусорят на заповедных территориях не кабаны и косули, что там живут, а в 99,9% случаев- люди.
У нас с проблемой мусора борется 10 человек отдела благоустройства, также на территории заповедника стоит около 30 контейнеров для мусора. Но всего этого не хватает. Технических возможностей самостоятельно вывозить мусор у нас нет.
Бывают и совсем вопиющие случаи, когда люди, желающие сэкономить, вывозят целыми машинами строительный мусор в лесопосадки. Большое везение, когда их удается поймать на горячем.
Проблемы мусора не чужды и острову Хортица. Фото: Павел Веселков
У всех своя правда. Жителям Малой Белозерки некуда выбрасывать мусор, заповедник самостоятельно не справляется с такими объемами, а экоинспекция в силу своих обязанностей не может оставаться в стороне. Замкнутый круг, в итоге которого государство штрафует само себя, а из-за политики двойных стандартов под суд попадает бывший директор национального парка.
Добавить, кажется, тут больше нечего. Разве что слова того же Крылова: "кто виноват из них, кто прав, судить не нам, а только воз и ныне там".
Павел ВЕСЕЛКОВ, "МРИЯ"