Майдан сегодня защищен от людей. Фото vgorode.ua
22 ноября в Украине считается Днем свободы. В 2005 году этот праздник установил своим Указом тогдашний президент Виктор Ющенко в память о событиях Помаранчевой революции и для "утверждения идеалов демократии и воспитания чувства национального достоинства".
Всего-то прошло семь лет, а о событиях того времени вспоминать уже многие стесняются.
31 октября 2004 года в Украине избрали нового президента. Тогда Избирательная комиссия озвучила, что выборы выиграл Виктор Янукович с отрывом в 2,73% голосов. А сторонники Ющенко заявили о фальсификации выборов и вышли на акции протеста. В те дни на Майдане собралось до полумиллиона человек со всей страны.
Были и "купленные люди", но романтически настроенных оптимистов было больше. Я тогда жила в Киеве, и все мои друзья-знакомые серьезно думали, что на Майдане борются за демократические ценности и справедливость. Мы были молоды, и верили в Добро.
Помню колонны митингующих с флагами, крики "Ющенко!", от которых звенел воздух, топот толп перед Верховной Радой и бой импровизированных барабанов, танцы всех этих парубков-западенцев, костры, палатки на майдане. Холод, мороз – и праздничное ощущение, что все меняется.
Атмосфера протестов в 2004 году была скорее праздничной, чем агрессивной. На концертной сцене выступали ТНМК, "Гринджолы", Руслана, Олег Скрипка, Тарас Петриненко.
Люди подпевали патриотическим песням об Украине, мерзли на Майдане и ждали перемен...
Как давно это было. Вспоминать об этом сами мои друзья не хотят – горько и стыдно быть обманутыми.
Прошло уже 7 лет от "Оранжевой революции". Даже ее "ватажки" выходить на Майдан сегодня не намерены. Ющенко не хочет, "Юля" не может.
И все же на Майдане сегодня поставили железное заграждение. Так, на всякий случай. Боятся, что ли?
"В городе" решил узнать, какие сейчас настроения в нашем обществе. Что сегодня заставило бы запорожцев участвовать в каких-то протестах или забастовках?
Вот что отвечают запорожцы.
Игорь Гармаш за цивилизованные методы. Фото из личного архива
Игорь Гармаш, киноклуб "Восхождение":
– Я не поклонник протестов и забастовок. Ни семь лет назад, ни сейчас. Есть цивилизованные методы для достижения своих целей. Хотя я с симпатией отношусь к участникам "революции".
Сейчас давление приближается к критическому по объективным причинам. Оно, может, даже выше, чем семь лет назад. Тогда оно было спровоцировано определенными технологиями.
Антон Бубнов против лжедемократии. Фото из личного архива
Антон Бубнов:
– Революция, думаю, расшевелила бы всех. Только не такая, как Помаранчевая, это было позором для страны. Нельзя выбирать клоунов во власть.
Я бы участвовал в протестах, пора народу править. Но я не хочу сражаться за какую-нибудь подставную личность. И никакой лживой демократии! Не хочу показаться сепаратистом или террористом, но нужна активная революция, как в Египте, а не то, что у нас было, в палатках неделю тусоваться. А в итоге ничего... Хочешь что-то забрать – примени силу, так же нужно со властью.
Ксения Коваленко за свободу выбора. Фото из личного архива | |||
Ксения Коваленко:
– Я бы поддержала еще одну Оранжевую революцию, тогда украинцы вышли бороться за свободу выбора, думаю, это актуально и сегодня. Митинги и протесты в 2004 году я не считаю провалом или ошибкой, потому что на Майдане украинцы научились быть одной, сильной нацией.
Анна понимает, кто финансирует демонстрации. Фото из личного архива | |||
Анна Пришутова, бизнес-консультант, директор компании "Пситрон":
– Чисто политические лозунги еще ни разу в жизни не заставляли меня участвовать в митингах (демонстрации в детстве - не в счет, это тогда был почти праздник).С возрастом и опытом еще меньше хочется это делать. Как правило, демонстрации понятно кто финансирует, понятно, зачем проводятся, понятно, с какими последствиями завершаются. Есть другие методы. Общество, в моем представлении, к лучшему не изменилось. Осознанность не выросла, материальное благополучие снизилось, раздражение и безвыходность превалирует в настроениях. А это опасно, особенно в ситуациях массовых акций.
Это отвечали самые смелые. А человек 30 отказались говорить о Дне свободы и революции. Запорожцы политикой не интересуются. Негативный результат – тоже результат, как говорится. Общество молчит, люди пассивны и никаких массовых протестов в Запорожье не будет. Все остается статус-кво.
А как вы думаете?