Каждый день человек приобретает какие-либо товары, пользуется определенными услугами, при этом соблюдаются некоторые правила (отдай деньги и получи качественный товар, например). Но иногда возникают форс-мажорные ситуации – не подошла купленная одежда, приобрели неисправный прибор, да, в конце концов товару при продаже приписали свойства которыми тот не обладает. Что делать? Смириться и выкинуть деньги на ветер или же разобраться в ситуации и отстоять те самые права потребителя?
Итак, все права потребителя предусмотрены "Законом о защите прав потребителей", который гласит:
Потребители, которые пребывают на территории Украины во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых потребностей вправе на:
- Государственную защиту своих прав;
- Гарантированный уровень потребления;
- Надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания;
- Безопасность товаров (работ, услуг);
- Необходимую, доступную и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг);
- Возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами) в случаях, предусмотренных законодательством;
- Обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав;
- Объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей).
Все права потребителя предусмотрены "Законом о защите прав потребителей" Фото: caricatura.ru
Далее обо всем по порядку. О некачественных товарах.
Если вы приобрели товар ненадлежащего качества, то в течение гарантийного срока можете: заменить товар на аналогичный, но качественный, потребовать бесплатного ремонта (который должен быть выполнении в течение 14 дней), а также вернуть себе деньги, потраченные на товар.
В случае, если цена на товар, который вы хотите вернуть, повысилась, покупателю должны возместить эту самую повышенную стоимость. Ну а если же понизилась - имеете право на возврат той суммы, которую уплатили изначально.
Допустим, купили Вы телефон за 500 гривен, обнаружили неисправность, кинулись в салон требовать деньги обратно. А за неделю, которую вы провели с товаром "в обнимку" не подозревая о недостатках, цена на него стала 550 гривен – вернуть должны Вам именно эту сумму. В случае если цена упала, стала 450 гривен, обратно можете требовать свои кровные 500 – обязаны вернуть.
Дальше – лучше. Если Вы требуете устранить неисправность в товаре, который находится на гарантии, можете смело просить на время ремонта предоставить Вам аналогичный товар в пользование бесплатно. Если же товар в ремонте задерживают дольше, чем на 14 дней, покупателю должны выплачивать неустойку - 1 процент от стоимости товара за каждый день. Столько же должны Вам заплатить и за каждый день задержки выполнения требования о предоставлении аналогичного товара.
Так, к примеру, купив пылесос за 1200 гривен, за каждый лишний день, который новоприобретенная техника будет ремонтироваться, Вам должны будут дополнительно отдавать по 12 гривен – так, глядишь, и на еще один насобирать можно.
И даже если на приобретенный вами товар прошел гарантийный срок, можете требовать от изготовителя исправить недостаток в товаре, если он еще не "отслужил свое" (на каждом товаре указан срок службы, не путайте с гарантией). Конечно, в таком случае придется "попотеть" доказывая вину изготовителя в неисправности.
Но помните: восстановить справедливость вы сможете только при наличии документов на товар "требования потребителя рассматриваются после предъявления потребителем квитанции, товарного или кассового чека или другого письменного документа, а относительно товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или другого документа, его заменяющего".
Если с Вами произошла подобная несправедливость, можете обратиться за консультацией. Фото: per-so-na.net
Перейдем к услугам
Итак, собрались Вы делать, скажем, ремонт - наняли мастеров и готовы честно заплатить за их услуги. А работы все никак не начнутся: то стройматериалы не все закупили, хотя ходят за ними уже не в первый раз, то День рождения отмечают и тому подобное, а время-то идет. Имеете полное право отказаться от услуг бригады и требовать возмещения убытков. Так же можно поступать, если работы делаются настолько медленно, что в срок ремонтники ну никак "не впишутся".
Далее. Работы все-таки начались. Кладут, к примеру, кафель, а Вы видите, что-то линии не ровные, да и в промежутки между плитками, хоть "заначки" прячь? Смело требуйте устранить недостатки или возместить ущерб, а потом гоните таких "мастеров" поганой метлой из дому.
Но есть один нюанс – работники косо криво сделали свою работу и сбежали? Заметив недостатки, спешите сообщить о них течение трех суток исполнителю – должен все исправить. А вот если вы дали горе-работнику, допустим, перфоратор, а он его случайно "угрохал", требуйте возместить убытки – должен заплатить в течение месяца. Также не принимаются "отмазки" "потерял" или "немного подпортил". Виноват – плати.
Но в сфере оказания услуг важен момент - заключения договора с исполнителем. Не поленитесь и составьте, чтоб не попасть впросак.
О праве потребителя на информацию о товаре или услуге.
В случае, если вы приобрели товар, который так расписывал продавец, а он, оказывается, совершенно не соответствует вашим требованиям, требуйте возмещения ущерба.
Купили Вы, допустим музыкальный центр, о котором продавец говорил " да в нем есть все, что ни спросите! И диски проигрывает, и кассеты и радио можете слушать", решили настроить радио и насладиться музыкой, а не тут то было! Радио-то в центре и нет! Бегите и требуйте деньги обратно.
Что делать, если качество товара хорошее, но он вам не подходит.
Приобрели Вы, допустим, долгожданную обновку, но только вышли из магазина, призадумались… кажется, что фасончик как-то не очень, да и расцветка "никакущая", а может, нужно было бы на размерчик больше взять, а то летом вряд ли похудеть удастся, уплетая одно за другим мороженое. В таком случае, можете обменять вещь в течение 2-х недель после покупки.
Только использовать товар, который не подошел нельзя, он должен сохранить товарный вид, а также ярлыки, пломбы и тому подобное. Предъявить Вы будете должны чек на товар или какой-либо документ, подтверждающий его покупку.
Если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, можете прикупить любые другие товары из имеющегося ассортимента с перерасчетом стоимости, или же получить обратно деньги за покупку. Также можете осуществить обмен товара на аналогичный при первом же его поступлении в продажу. Продавец должен сообщить Вам, как только появится возможность произвести обмен.
Это касается любого товара надлежащего качества.
Каждый потребитель должен знать свои права и требовать их исполнения. Не ждите, что продавцы сами кинутся менять товар или отдавать деньги за недобросовестное выполнение услуг – чтоб добиться справедливости, стоит проявить инициативу.
Если с Вами произошла подобная несправедливость, можете обратиться за консультацией в Запорожское областное управление по делам защиты прав потребителей. Там сможете получить бесплатную консультацию по своему вопросу.
Телефоны: 764-37-72; 764-67-45.