Мир, дружба, жвачка: запорожцы вспоминают как впервые взяли в рот "жевачку"

Дети жевали жвачки и собирали фантики. Фото loveis02.ru

Дети жевали жвачки и собирали фантики. Фото loveis02.ru

События
16 марта 2012 14:56

Кубики, шарики, пластинки… Они были различных форм и вкусов. Но этот кусочек белоснежной резинки будоражил детский мозг и усиливал слюновыделение. Советские дети и подростки помнят, как по ночам им даже снилась импортная жвачка. Ведь обыденная ныне жевательная резинка 20-30 лет назад была предметом настоящего культа. 


Со смолой во рту

В Запорожье советских времен никому и в голову не приходило, что лет через 30 купить заветную жевательную резинку будет очень  просто. "Жвачка" (она же "жувачка" и "жевка") была чем-то далеким и нереальным – это ее жевали дюжие парни в свитерах с кленовым листом во время хоккейной суперсерии "СССР-Канада". Обладатель импортной жевательной резинки считался среди подростков настоящим небожителем. За таким ребенком всегда ходила стайка поклонников, его резинку жевали втроем, вчетвером, а то и всем классом. Детское желание выглядеть крутым пацаном было настолько велико, что детишки 70-х – 80-х готовы были готовы жевать даже субстанции, абсолютно для этого не предназначенные. Жевали пластилин, вишневую смолу вперемешку с зубной пастой, серу, битум и даже лыжную мазь.

– В одном из соседских дворов стоял куб гудрона, размером метр на метр, – вспоминает запорожский школьник 70-х Павел Пидлужный. – Дети откусывали от него по кусочку и через пару лет съели его совсем.

 

Мир, дружба, жвачка: запорожцы вспоминают как впервые взяли в рот "жевачку" фото

Фото: retro.zp.ua


Со вкусом грифеля

Первые отечественные резинки появились в СССР во второй половине 70-х годов. Например, пластинки фабрики "Рот Фронт" – мятные, апельсиновые, клубничные и кофейные. В одной продолговатой пачке лежало пять драгоценных пластин. "За обе щеки все сразу, и через пару минут они уже не вкусные", – вспоминает запорожанка Лариса Косикова. Причем, жвачку, потерявшую вкус, никогда не выбрасывали сразу.
Вряд ли кто-нибудь из сегодняшних школьников жует одну жвачку больше получаса. Ну, часа. А в советском Запорожье резинку жевали днями или даже неделями. На ночь наливали воды в стакан или в чашку и клали туда скатанную в шарик жвачку, чтобы она не высохла и не затвердела за ночь, а утром принимались жевать ее снова. В твердом представлении советского ребенка жевательная резинка была многоразового использования. Чего с ней только не вытворяли! Вкус "восстанавливали" с помощью сахара, варенья или шоколада. Ради экзотического цвета опускали в чернила, зеленку или жевали с морковкой. Раздробив в пудру грифель цветного карандаша и смешав его со жвачкой, находчивые советские дети получали настоящую "иностранную" резинку!

– Жвачки даже просили у товарищей пожевать! – рассказывает 42-летний экс-запорожец Олег Лысенко. – И давали! Только чуть-чуть! А на ночь жвачку клали в сахарницу – "жевка" была в большом дефиците.

До боли в челюсти

Вспоминая о советских жвачках, невозможно не рассказать о легендарной резинке с диковинным названием "Сагыз". "Жвачка, от которой сводило челюсти", "очень жесткая", "гранитная резинка об которую ломали последние молочные зубы" – это все о ней. На зеленой обертке этого "чуда" были нарисованы счастливые и упитанные мордашки девочки и мальчика. Отличительная черта самой "подушечки" – некое сходство со стеклом из-за прозрачности, которую придавал жвачке кукурузный крахмал. "Это была твердая субстанция, которая в процессе жевания распадалась на кусочки – "попробуй собери". Стоило это счастье запорожского школьника начала 80-х 15 копеек", – рассказывает ныне уже житель Вологды 37-летний Виктор Безтужев.

На порядок выше было качество эстонских "кирпичиков" фабрики "Калев". В Запорожье их можно было найти в считанных местах – например, в кафе "Лакомка" на проспекте Металлургов. Но уж очень быстро народ разметал почти импортную жвачку!

"Педро" в награду

Впрочем, даже жевательная резинка "Калев" не шла ни в какое сравнение с настоящей импортной жвачкой. Она радикально отличалась от советской: ароматный параллелепипед в ярком фантике. Под фантиком – вкладыш: картинка с фотографией или рисованным комиксом. Но самое главное – при определенном навыке из данной жвачки можно было выдувать огромные пузыри и громко хлопать ими. Тот, кто умел это делать, во дворе или в классе мгновенно становился пророком Моисеем. Частенько после таких "хлопков" жвачка ошметками повисала на лице жующего. 

Думаю, не ошибусь, если предположу, что впервые в Запорожье подобные пузыри выдувались из жевательной резинки "Педро" – первой иностранной жвачки в жизни целого поколения запорожцев. Квадратным чешским бубль-гумом с парнишкой в сомбреро на обертке наш город наполнялся с очередным приездом в "Дубовую рощу" луна-парка. Невероятно ароматную "подушечку" можно было заработать несколькими способами. Например, выиграть в тире или аттракционе "Кегельбан". Предприимчивые граждане, заполучив жевательный приз, потом зачастую продавали его с рук – по полтиннику штука.

– Это самая вкусная в мире жвачка, – вспоминает о "Педро" Олег Лысенко. – Потому что была попробована первой. Эту резинку с малиновым вкусом жевали неделями, до тех пор, пока она не рассыпалась.

 

Мир, дружба, жвачка: запорожцы вспоминают как впервые взяли в рот "жевачку" фото 1

Фото: retro.zp.ua


Западное зло

Что же делали, если чешский луна-парк вместе с "Педрами" гастролировал в других городах? Советская детвора нередко клянчила жвачку у иностранцев. В связи с этим стала популярной фраза "Мир, дружба, жвачка!" (чуть позже этой фразой советские школьники стали оканчивать свои ссоры и мириться). Впрочем, несанкционированное общение с иноземцами в СССР строго наказывалось. "Мы с другом узнали, что в "Интуристе" можно жвачками разжиться и рванули туда. Успели поговорить только с каким-то негром, а потом швейцар нас "сдал". Подошел мужчина в штатском: "Эй, пацаны, жвачки хотите? Идите сюда". Но у нас хватило ума сделать ноги. Не догнал!" – вспоминает свое детство 70-х экс-запорожец Евгений Тоцкий.

Большинство родителей были против того, чтобы чада увлекались западными штучками – пугали едва ли не отравой, которую "буржуи" подмешивают в резинку. Одного с ними поля ягоды — учителя — в школах творили настоящий "террор": 

– В 1978году, когда я училась во втором классе, моей однокласснице привезли "жуйки" из-за рубежа, – вспоминает бывшая ученица сш №9 Ольга Долгушина. – Она осмелилась принести их в школу. И жевала на уроке! Наша учительница была вне себя. И отправила меня как командира звездочки (октябрятский отряд. – Ред.) на беседу с несознательными родителями. И я пошла. И не потому что заставили, а потому что горела праведным гневом. Октябрята не должны были таким заниматься! Не могла понять тогда, почему родители девочки тихо ухахатывались от моих воспитательных выпадов.

 

Мир, дружба, жвачка: запорожцы вспоминают как впервые взяли в рот "жевачку" фото 2

Фото: retro.zp.ua

Бумажные сокровища

Настоящий же жевательный бум пришелся на конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века. Как раз когда на прилавках базаров и только-только появившихся коммерческих магазинов появились россыпи цветастых "подушечек". Помните эти названия – "Дональд", "Турбо", "Финал", "Бомбибом", "Топи-топ", "Лав из..."? Блок жвачки (10 штук) стоил 7 рублей, а одна — рубль. Школьники с коммерческой жилкой закупали у каких-нибудь поляков блок и "толкали" в школе жвачку по рублю. Отбивали затраченное, да еще и 3 рубля навара. Впрочем, за такой бизнес в те годы можно было запросто попасть на учет в детскую комнату милиции.

Ну, а особый фурор среди юных запорожцев вызывали вкладыши в упаковках со жвачками. "Если ты обладал целой коллекцией вкладышей "Турбо", то есть фантиками с фотографиями тогда совсем диковинных заграничных автомобилей, то больше в жизни мечтать было не о чем", – рассказывает запорожский школьник 80-х Евгений Харин. Чтобы заполучить заветную картинку, например с "Ферарри" или портретом Марадонны, подростки придумали игру: каждый участник ставил на кон свой вкладыш и бил по стопочке подобных "конов". Картинки, перевернувшиеся от хлопка руки, считались твоими. Эта невинная забава, проходящая обычно на школьных подоконниках, переросла в настоящую азартную игру. Она приобрела такое распространение, что стала преследоваться учителями школ, но в начале 1990-х эта игра сама тихо сошла на нет. Просто жвачный бум в СССР прошел, и жевательная резинка перестала быть заморской диковинкой…

По материалам retro.zp.ua

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях