В Запорожье снимались звезды мирового значения. Кадр из фильма.
Услышав просьбу вспомнить киноленты, которые в свое время повествовали о Запорожье, киноман перечислит лишь несколько. Однако есть и такие фильмы, где можно узнать до боли родные городские пейзажи, но эти киноленты отчего-то не всплывают в памяти кинокритиков. Мы расскажем о трех малоизвестных фильмах, созданных в Запорожье.
Как Иван ДнепроГЭС строил
О фильме известнейшего режиссера Александра Довженко "Иван" запорожская молодежь вряд ли знает, ведь снимался он в далеком 1932 году и не входит в разряд блокбастеров. Пусть эта картина не усыпана "Оскарами", в 1934 году она получила кубок Московского кинофестиваля в Венеции.
Украинский кинорежиссер снимал фильм о новом человеке, образ которого и воплощается в лице главного героя - Ивана. В картине рассказывается о событиях, которые происходили во время первой пятилетки, когда строили главный символ Запорожья ДнепроГЭС. И главный герой Иван приезжает из деревни и попадает сразу на строительство, где сразу и становится настоящим коммунистом.
Мы не хотим оскорбить память гениального режиссера, но современному украинцу, привыкшему к суете, начало фильма кажется затянутым. Длительное время зритель наслаждается видами на остров Хортицу, и все происходящее больше напоминает документальную съемку.
А сам сюжет картины начинается с путешествия Ивана из родного села на стройку ДнепроГЭСа. Простой парень, он на вопрос "Ну что, Иван, вдарим?", застенчиво отвечает "Ну, вдарим…". "Ударник" с восхищением смотрит сквозь окно на то, как ведется строительство – и это самые ценные кадры в фильме. Современный запорожец может увидеть действительно редкую историческую съемку сооружения плотины.
В кадр попадают настоящие рабочие, играет торжественная музыка. В картине практически нет диалогов – в основном мы видим, как рабочие трудятся, а затем восхищаются проделанной работой. Знали бы участники грандиозного строительства, что совсем скоро это огромнейшее сооружение придется восстанавливать.
Атаман Быков
Еще одна малоизвестная картина - фильм "Рядом с нами" режиссера Адольфа Бергункера, вышедший на экраны под Рождество – 6 января 1958 года. Хотя картину и демонстрировали во многих городах – после премьерного показа ее мало кто видел. "Рекламировали" ее мало - есть всего одна рецензия тех лет. В журнале "Киноведческие записки" от 2006 года вспоминается, что первый вариант картины до современного зрителя так и не дошел.
Фильм был поистине со звездным составом! В нем снимались Леонид Быков, Иннокентий Смоктуновский, Клара Лучко, Николай Рыбников, Олег Ефремов и другие звезды советского кинематографа.
По сюжету, инженер Николай (герой Быкова) и журналист Андрей (Смоктуновский), окончив институт, уезжают из Москвы на Алтайский завод. Журналист устраивается на работу в заводскую газету, и вместе со своим приятелей Николаем разоблачает "гордость" предприятия – Яшу Миловидова, который бросил беременную девушку и не достоин звания передовика производства.
Вычислить на каком из заводов снимался данный фильм оказалось непросто - о съемках 1957 года, например, на заводе "Днепроспецсталь" вспомнить так и не смогли. Не дождавшись от остальных предприятий признаний, на чьей производственной территории снимали картину о бесчестном герое-любовнике Яше, мы пришли к выводу - возможно, цех был построен в отдельном павильоне. Потому что каждая "заводская" сцена проходила в одном и том же цеху.
Зато Запорожье удивляет пейзажами настоящих металлургических гигантов – чего стоит сцена, где по ночному городу прогуливается герой Смоктуновского. Этот фильм стоит посмотреть если и не ради заводской романтики, то благодаря игре актеров такого высокого уровня.
В книге Клары Лучко "Я счастливый человек" мы нашли много воспоминаний о съемках в нашем городе, о том, как актеры "шли по главной улице Запорожья - она длинная-предлинная" и чувстве юмора Леонида Быкова.
Вдохновленный историей запорожского края, он придумал игру в Запорожскую Сечь. Атаманом нарек себя, а Смоктуновского - поляком-шпионом. А когда "атаман" уехал на съемки в Харьков, Клара Лучко заявила, что командовать Сечью отныне будет самолично. В тот день Быкову пришла телеграмма с извещением, что он свергнут с атаманского престола, и отныне всеми командует Мать Запорожская.
История советских бюрократов
Третий фильм в нашем рассказе - картина Игоря Апасяна "В одну единственную жизнь". Снята она была на Одесской киностудии и вышла на экраны в январе 1987 года. В фильме сыграли Николай Олялин, Ада Роговцева, Евгения Добровольская и другие. Картина определяется жанром "социальная драма", и рассказывается о директоре завода Зоренко, который разрабатывает и посылает в министерство проект перестройки предприятия.
Ответственный работник министерства Груздев, опасаясь снижения общих плановых показателей, настаивает на частичной реорганизации. Но под давлением Зоренко подписывает неприемлемый на его взгляд проект. А затем, осознавая неправомерность принятого решения, возобновляет борьбу за свои идеи. Сюжет, конечно, "интригует". И не может оставить равнодушным никого, кому интересно понаблюдать за бюрократической тяжбой.
Но здесь не раз мелькает Запорожье – и сейчас это главное. Запорожский киновед Людмила Сиващенко посетовала нам - в отличии от времен, когда снимались перечисленные фильмы, в наши дни Запорожье уже не так привлекает режиссеров:
- Ранее у нас была одна большая страна и несколько киностудий. В Запорожье ехали, потому что здесь были самые известные и мощные на то время металлургические комплексы. А тогда заводские пейзажи были популярны. А сейчас, если говорить откровенно – зачем современному режиссеру из Москвы задымленное Запорожье? Привлекательным остался только остров Хортица – но его тоже снимают не часто. Им заинтересовался лишь Владимир Бортко. Наша былая гордость, заводы, все чаще вызывают недовольство, а пейзажами из промышленных труб уже никого не удивишь. У города осталась надежда лишь на запорожскую молодежь – может они найдут правильный ракурс, - отметила Людмила, слова которой цитирует "Остров Свободы".