Протоиерей Игорь Рябко. Фото из личного архива
- Отец Игорь, в последние годы бытует такое поверье, что нельзя отмечать сорокалетие. Якобы плохая примета, можно умереть. Действительно ли так?
- Да действительно, - примета верная – мрут. Все кто отмечает свое сорокалетие ГАРАНТИРОВАНО умирают. Притом сразу, отметил и умер. Выжить после этого НЕВОЗМОЖНО. Правда, по каким то загадочным обстоятельствам из 6 миллиардов населения земного шара есть очень много таких которые выжили, несмотря на то, что все таки отмечали свое сорокалетие. Но это загадка, которую наука объяснить пока что не может. Должны были бы умереть… .. Ну а если говорить серьезно, то это конечно же очередное суеверие, которое отличается по тому же признаку, по которому отличаются все суеверия. Они абсурдны и всегда противоречат здравому смыслу и логике.
- Можно ли взять с собой на кладбище годовалого малыша? Говорят, сначала нужно побывать на свадьбе, малыш крещеный. И еще, как правильно произвести обряд пострижения?
- Берите малыша куда хотите. Ему в год вообще все равно, куда вы его потянете, главное, чтобы было тепло, сухо, сытно и уютно. Что касается обряда монашеского пострига, то, думаю, вашему малышу еще рано в монастырь, ему бы сначала в школу… А если вы хотите просто волосы на голове постричь, то возьмите ножницы и обрежьте их без всякого обряда. Главное – с любовью, энтузиазмом, сосредоточенностью и не после праздничного стола на день рождения.
- Когда были в монастыре возник конфуз - батюшка сказал, что есть такое правило: те, кто причастился должен целовать только крест, а руку его - нет. А у нас , все прихожане и те, кто причащался и кто нет, целуют крест и руку благословившую их. Это правильно?
- Ну, если батюшка сказал, что не нужно, то тогда его руку не целуйте, чтобы не обиделся. Со своим уставом в чужой монастырь лучше не лезть. Что касается упомянутого правила, то в каноническом праве я его не встречал. Такая традиция существует от чувства благоговения перед таинством. Ничего плохого в этом нет. Но хочу заметить, что священник сам после причастия целует Престол и Евангелие после заамвонной молитвы. Если служит архиерей, то целуют и крест и руку архиерея. Можно после причастия поцеловать и руку, и крест, и иконы, в данном случае это происходит после того, как человек причастился и запил причастие запивкой. Поцелуй - это выражение нашей любви и благоговения перед Богом. Когда мы целуем руку священника, то это тоже относится не к нему лично, а к Богу, от имени которого священник дает свое благословение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Обязательно прочтите: мегапозитивные ответы запорожских священников прихожанам
- Объясните пожалуйста почему Господь разрешает ведьмам входить в церковь и воровать не догоревшие свечи?
- Лично я за 16 лет службы в церкви так и не встретил ни одной ведьмы. Вредных - превредных бабушек было немало, а вот ведьмы ни одной. Предположим, что у вас есть особый ведьмонометр и вы безошибочно обнаруживаете массовое мелкое воровство огарков свечей деструктивным аморальным ведьмовским элементом, то что вам с того? Это не ваша, а их несчастная ведьмаковская судьбинушка. Если вас пугает вопрос чеховского персонажа "как бы чего не вышло", то отвечаю: вера человека в Бога предполагает то, что одним из элементов этой веры есть доверие промыслу Божию. Человек верующий - это тот, который считает, что на все случающееся в его жизни есть воля Божия. И никакие наговоры, проклёны, колдовство не сможет превозмочь промыслительную Благодать Божию, которая с любовью ведет человека по его жизненному пути.
- Когда же церковь станет тем фундаментом, который сможет зацементировать наш народ в единую духовную целостность?
- Цементированием народа занимается итальянская мафия. Христос же уподоблял Церковь не цементу, а дрожжам, которые заставляют тесто бродить и дышать. Церковь скорее революционный элемент, который не дает человеку быть окончательно засосанным в трясину материалистического пессимизма. Что касается единения украинского народа, как единой православной нации под стягом единой веры, то я думаю что этого не случиться уже никогда. Украина стала поликонфециональной страной. Мы можем сегодня, говорить только о приоритете христианской веры в нашей стране но, к сожалению, эта вера многоконфециональна. Процессы глобализации в дальнейшем будут только усугублять и углублять религиозное расслоение населения Украины.
- До брака интимных отношений не имел. Я православный, она неверующая. По настоянию духовного отца мы повенчались. Сразу после свадьбы возникли проблемы в сексуальной жизни жена говорит, что не получает удовольствия, ушла жить к матери, брак на грани развода. Как мне теперь жить дальше? И как в дальнейшем строить отношения с другой женщиной, если она конечно будет?
- Если вы женились не по любви, а по настоянию духовного отца, то наверное пускай он теперь и объясняет вашей супруге что семейная жизнь со всеми ее компонентами это не батончик "Баунти" от которого она должна получать райское наслаждение, а еще и школа любви, такта, и взаимного приспособления супругов друг к другу, от которого в дальнейшем можно будет получать, в том числе, и удовольствие. Но для этого нужно набраться терпения. Это же касается и отношений с другой женщиной, если вы решите развестись. Но я думаю, что вам нужно думать о разводе с духовником, а не с женой.
Взято из архива вопросов-ответов Запорожской епархии Украинской православной церкви (hram.zp.ua)