"Проверьте мой дом на наличие прослушивающих устройств" - такие слова услышал от меня глава одной из запорожских охранных фирм. (Номер телефона данной конторы, как и десятка ей подобных можно с легкостью обнаружить в Интернете). На том конце провода немного помолчали, а затем ответили: "Специалиста, который может вам помочь, сейчас нет на месте. Оставьте свой номер телефона – вам перезвонят". Очевидно, никого моя просьба не удивила - через десять минут раздался звонок, и мне предложили встретиться.
Нельзя, но если очень хочется, то можно
Официально "прослушка" и продажа прослушивающих устройств в Украине запрещены. Распространение средств поиска чьих-то вмонтированных в цветочных горшок "ушей" тоже связанно с большими сложностями – такую деятельность должна одобрить, выдав на нее разрешение, Служба безопасности Украины. Так как немногие частные структуры Запорожья удостоились этой чести, нелегальные средства поиска прослушивающих устройств есть в большинстве коммерческих организаций города, заинтересованных в том, чтобы их информация не фонтанировала наружу изо всех щелей.
То, что в государстве существует проблема тотальной информационной незащищенности, силовые структуры признают. В свое время бывший глава СБУ Александр Турчинов заявил о наличии у украинцев фобии "прослушки". Он даже предлагал устроить в стране месячник добровольной сдачи "жучков". На призыв, конечно, никто не откликнулся – частные компании не отдали государству своих "ушастых насекомых".
Молчание – золото
А фобии, действительно, есть, где разгуляться - каждый запорожский бизнесмен и политик подозревает, что его прослушивают. Растят параноидальные настроения в душе известные люди не зря - например, есть версия, что в Запорожье прослушивается большинство VIP-залов в кафе и ресторанах.
А если политик-бизнесмен придерживается принципа "пока я ем – я глух и нем", и ведет важные переговоры на языке жестов? Тогда под удар попадает его мобильный телефон. По данным "Острова свободы", есть десяток бизнесменов, которые меняют номера мобильных телефонов раз в месяц, и носят при себе несколько недорогих аппаратов - один для общения с женой, второй - для сотрудников, третий - для высокопоставленных товарищей из Киева, четвертый - для тех товарищей, об общении с которыми лучше бы никто не знал…
Что касается управленцев, то по данным источников, в течение последних восьми лет главы горисполкомов не обращались в СБУ с просьбой защитить их от незаконной "прослушки". При мэрии нет службы безопасности. Это значит, что в таком деликатном вопросе "рулевые" города пользуются услугами частных фирм.
Частный детектив Владимир Перов (фамилия изменена), утверждает, что прослушать можно кого угодно. И по его информации, запорожские радиолюбители делают прослушивающие устройства не хуже импортных. При наличии нужных знакомых, данные изделия можно даже купить на местном радиорынке – первому встречному аппараты не реализуются. Цены на "прослушку" колеблются от 800 гривен (радиус действия 50 метров) до 1000 долларов США.
"Промышленный шпионаж – наш конек!"
В назначенное время я приехала в фирму, сотрудники которой пообещали проверить мой дом на наличие прослушивающих устройств. Ее офис находится в промышленной зоне, куда нельзя добраться на общественном транспорте. Возле здания случайно встретила главу этой фирмы, который поинтересовался, как меня зовут, и набрал код на входной двери. Поднимаясь по лестнице, он спросил: "Вы насчет промышленного шпионажа?".
В главном кабинете мой провожатый предложил мне сесть напротив пожилого мужчины, который скептически посмотрел на меня (мол, такая молодая и интересуется "жучками"?) и спросил мягким тоном:
- Почему вы к нам обратились?
В ответ он услышал легенду:
- Мой жених – сын депутата горсовета. (Лица собеседников моментально стали серьезными). Две недели назад он похвастался, что знает, о чем я разговариваю, когда его нет рядом, и с кем общаюсь. Наверное, у меня дома стоит "прослушка", потому что у него есть друзья, которые могут достать всякие шпионские штуки. И у него есть ключи от моего дома.
- Он вам пересказывает ваши телефонные разговоры?
- Нет, только то, о чем я говорю в доме.
- Как часто он бывает у вас?
- Два раза в неделю.
- Почему вы думаете, что это обязательно "прослушка"? Он мог положить обыкновенный диктофон на шкаф, а наша техника его не выявит.
- Я не знаю, что это, но прошу вас мне помочь.
Мужчины помолчали, а затем глава фирмы сказал: "Мы продаем такую технику, но сами не проверяем помещения - этим занимаются наши друзья. Стоимость очистки одного квадратного метра - 10 долларов. Можем вам дать один из приборов, с помощью которого можно выявить "прослушку" - вы с ним пройдетесь по дому, возможно, что-то и обнаружите".
- Может, стоит вашему специалисту проверить помещение?
Руководитель фирмы ответил:
- Поймите, его ревность вызывают даже ваши разговоры. А тут неизвестный мужчина, наш сотрудник, входит в ваш дом и это видят соседи. Я даже боюсь представить, какой может быть реакция.
Понимая, что разговариваю с бывшими сотрудниками милиции или спецслужб, начинаю опасаться знакомства с детьми депутатов - раз на меня с таким искренним сочувствием смотрят эти двое опытных мужчин - значит, были в городе прецеденты мести "мажоров" своим возлюбленным.
Глава фирмы показал мне небольшой черный пластиковый диктофон, положил его на шкаф в глубине комнаты, подошел ко мне и шепотом досчитал до трех. Через минуту он сбросил файл с диктофона на компьютер и прокрутил для иллюстрации выражения "До чего техника дошла!". Я отчетливо услышала обрывки моего разговора с пожилым собеседником и очень громкие слова "раз, два, три".
- Такой диктофон сейчас есть у каждого бизнесмена в Запорожье, - сообщил мне глава охранного агентства, - они с ними на переговоры ходят. Он может лежать у вас на шкафу и в течение недели все записывать. Вы думаете, почему бандиты забивают стрелки в поле? Там сложно записать разговор – птицы, ветер, насекомые.
Разумеется, я не стала грозно спрашивать, есть ли у фирмы лицензия на торговлю "антипрослушивающими" устройствами. Тот факт, что мне показали часть "арсенала", демонстрировал – мне поверили и готовы к дальнейшему сотрудничеству. О чем в конце встречи и сказали. От денег за консультацию отказались.
Получается, любой желающий может приобрести "антипрослушку" - для этого не требуются документы. Кроме того, защититься от такого диктофона трудно: это устройство не сможет выявить даже противошпионская аппаратура.