Житель Вашингтона выставил на продажу старенький ЗАЗ-965, более известный как "горбатый" Запорожец по цене популярных моделей БМВ. Как пишет издание АвтоЦентр, также в Майами ЗАЗ-965 продают не дешевле Мустанга марки Форд.
Vgorode попытался разузнать, почему запорожский автомобиль так востребован за границей.
Помогите журналистам Vgorode.ua делать свою работу. Поддержите финансово >>> ❤Автомобилестроительный завод ЗАЗ или, как раньше его называли, "Коммунар" начинает свою историю с 1863 года. Именно тогда голландец Абрагам Кооп создал предприятие по выпуску сельскохозяйственных машин и оборудования.
Но таким, каким мы его знаем, завод стал в 1959 году, выпустив первую легковушку ЗАЗ 965 -"Горбатый" Запорожец.
Как появился "Горбатый"
Однажды в голову Никите Хрущеву пришла идея обогнать Штаты и по количеству автомашин на душу населения. Правда, в отличие от Америки, наша машина (как и квартиры) должна была стать малогабаритной. Не нравились Хрущеву крупные вещи. И выбор пал на "фиатовскую" новинку.
18 июня 1959 года вышел опытный образец автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец", через год начался его серийный выпуск.
За основу 965-го Запорожца взяли итальянский ФИАТ 500. Но конструкторы внесли свои правки и автомобиль получился оригинальным. Кузов "Горбатого" имеет более современные дизайн, чем у ФИАТа.
18 июля 1960 года водитель-испытатель завода "Коммунар" А. В. Скидаенко провез Хрущева вдоль здания Совета министров СССР, развернулся на Ивановской площади и поехал обратно. Хрущев остался доволен новинкой, назвав ее "хорошим подарком трудящимся".
Всего выпустили чуть больше трехсот тысяч машин. Летом 1960-го Леонид Брежнев, тогда еще Председатель Президиума Верховного Совета СССР, лично проехался на "ЗАЗ-965" по Кремлю. Официально машину он одобрил. Но на деле - Леонид Ильич был хорошим и страстным водителем. Кроме того, похоже, он придерживался лозунга "Дженерал Моторс" начала 50-х годов: "Это женщина должна быть маленькой, а машина должна быть большой!".
Не лежала шоферская душа Брежнева к этой "козявке". Что и сказалось на судьбе "ЗАЗа": внимания заводу, расположенному в области, где он когда-то был первым секретарем, Брежнев уделял очень мало.
Так и закончилась история еще одной идеи Никиты Хрущева. Хотели, как лучше, а получился "Запорожец".
"Горбатый" в кино
Легендарная модель запорожского автопрома была фигурантом в кино и мультфильмах прошлого века.
ЗАЗ-965 можно наблюдать в таких советских фильмах, как "Королева бензоколонки" (1962), "Три плюс два" (1962), грузинских короткометражках "Субботний вечер" (1975) и "Три рубля" (1976).
Легендарный автомобиль даже угодил в одну из серий "Бондианы". На знаменитой "Горбатой" модели агента 007 встречают в аэропорту, энергично заводя машину с помощью кувалды.
Кроме того, горбатый "снимался" в мультфильме "Каникулы в Простоквашино". По сюжету герои чинят "Горбатого" прямо в квартире, либо же толкают его, вытаскивая из сугроба. Также Запорожец можно встретить в 5 и 20 выпусках мультика "Ну погоди!".
В советской кинокомедии "Три плюс Два", молодые барышни разъезжают на компактном "Запорожце". Герой Андрея Миронова, приехавший в фильме на "Волге" сначала обзывал ЗАЗик "консервной банкой марки Запорожец", а в конце фильма, проникшись чувствами к одной из героинь фильма, жалеет машину и напоминает всем о ее беззащитности.
Анекдоты о "Горбатом"
"Запорожец" - это: полчаса позора и ты на работе!
***
- Почему у "Запорожца" мотор сзади?
- Ну, чем думали, туда и ставили!
***
Купили две подруги себе по запорожцу. Едут они вместе домой, и тут у одной машина глохнет. Женщины подходят, открывают капот и одна удивляется:
- А двигателя нет! Потеряла наверно!
Другая ее утешает:
- Не волнуйся, у меня в багажнике запасной есть!
***
- А вы знаете, почему у Запорожца багажник спереди?
- Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать.
***
- Хорошая машина "Запорожец", шума мотора совсем не слышно.
- Что, так тихо работает?
- Нет, уши коленями зажаты.
Горбатый электромобиль
Студент Киевского Политеха создал электрокар на основе "Горбатого" Запорожца. Об этом пишут на странице сварочного факультета КПИ в Facebook.
Дмитрий Липко полностью переоборудовал комплектацию ЗАЗ-965. Теперь авто работает на электроэнергии, проезжая в городском цикле около пятидесяти километров.
По словам Дмитрия, заряда вполне хватает от дома на пары и обратно.
Востребованный эксклюзив
В Америке "Горбатый" Запорожец оценивают не дешевле БМВ. Как пишет издание АвтоЦентр, в Вашингтоне выставили на продажу старенький ЗАЗ-965. "Горбатого" 1965 года выпуска оценили в 18 тысяч долларов.
По словам владельца, это редкая находка даже для Европы, а для США и вовсе настоящий эксклюзив. Оригинальный пробег — почти 40 тысяч миль.
За аналогичную сумму в Америке можно купить БМВ X3 или довольно свежую модель Акура. Но Акурой и БМВ в Америке никого не удивишь.