Найти работу поможет паспорт

Фото: http://sspfund.com/

Фото: http://sspfund.com/

Транспорт и инфраструктура
18 сентября 2013 11:44

Вручение диплома – самый счастливый миг в жизни студента. Позади долгие пять лет бессонных ночей, контрольных, лабораторных, экзаменов, зачетов и пересдач. Кажется, что тебе только что вручили ключ, который подойдет ко всем дверям, остается только выбрать – какую именно дверь ты хочешь открыть.

Но вскоре эйфория проходит: вожделенный диплом оказывается не ключом от всех дверей, а просто кусочком пластика, на который многие работодатели могут взглянуть разве что из вежливости.

Как устроиться на работу после университета по специальности – наверное, самая большая головная боль, которая беспокоит вчерашних выпускников вузов. Интернет-форумы пестрят рассказами о том, что работодатели не горят желанием связываться с молодыми специалистами. "После окончания университета никак не могу устроиться на работу по специальности. Везде требуются специалисты с опытом работы в данной сфере не менее года. Так откуда у меня появится этот опыт, если я никуда не могу устроиться, потому что у меня его нет?!", - жалуется выпускница экономического вуза Светлана. "У меня такая же проблема. Только я уже 2 года не могу устроиться по своей профессии, диплом можно выкинуть, за это время он мне не пригодился, - отвечает ей такой же молодой специалист Николай. Ниже - еще 10 страниц подобных отзывов. Совершенно очевидно, что это не единичные случаи, а системная проблема, которая давно приобрела государственный масштаб.

Ситуация усугубляется тем, что молодые люди, поступающие в вуз в 16-17 лет, как правило, слабо себе представляют, чем хотят заниматься в дальнейшей жизни. Выбор университета у многих проходит по критерию "куда легче поступить", либо насаждается родителями и мнимой "престижностью" профессии. Последняя причина  уже привела к тому, что юристов и экономистов на украинском рынке труда гораздо больше, чем требует экономика и здравый смысл. Но вузы упрямо продолжают "штамповать" этих специалистов, потому что абитуриенты валом валят на "престижные" специальности. Так замыкается этот порочный круг.

Почему же работодатели так неохотно берут на работу молодых специалистов, причем абсолютно независимо от профессии?

"Большинство выпускников институтов журналистики, которых я встречал за годы работы, имели, мягко говоря, не очень высокий уровень квалификации. Связывать слова в предложения их научили, а вкладывать туда смысл – нет. Более того, нередко встречаются уникумы, элементарно не знающие правил правописания, не имеющие понятия, как проверить "-тся" и "-ться". Это после десяти лет в школе и пяти – в институте! Найти человека, умеющего придумывать яркие заголовки – большая проблема, а ведь в век Интернета, когда читатели только на заголовки и "кликают", это первостепенная задача. Так что диплом инжура, который мне показывали приходящие устраиваться на работу журналисты, был для меня не доказательством их квалификации, а поводом пристальней к ним присмотреться и проверить их навыки", - говорит Дмитрий Шпакович, возглавлявший информационный банковский портал banki.ua.

Стоит ли после этого удивляться, что на ключевые посты в редакциях владельцы ведущих СМИ все чаще приглашают специалистов из России, где журналистская школа, признаем откровенно, гораздо сильнее?

Но бог с ней с журналистикой – она слабо влияет на экономические показатели страны и не является основополагающей отраслью для наполнения государственной казны. А вот горно-металлургический комплекс – является. И в нем, по словам руководителей предприятий, ситуация с квалификацией выпускников профильных вузов совсем аховая.

"Когда к нам сегодня приходят молодые ребята после института, нам не просто многому приходится их переучивать – многим вещам их вузах даже и не учат! – говорит директор по персоналу металлургического комбината "Азовсталь" Константин Войцеховский. - Теоретические знания у тех из них, кто нормально учился, конечно, есть. Ну а практически  - они не готовы. Они не готовы управлять людьми, не знают производства. Возникает вопрос – а зачем тогда человек пять лет учился в вузе, если он после этого не может работать даже мастером? Это не означает, что он плохо учился - он просто не готов. И выпускники это сами понимают".

По его словам, в украинских вузах, готовящих специалистов для металлургической отрасли, слишком много внимания уделяется теории и гуманитарным дисциплинам. Вузы оправдываются, что готовят "специалистов широкого профиля", работодатели же убеждают их сузить эти рамки и готовить людей, которые придут на производство и сразу начнут работать. В конце концов, высшая школа ведь готовит специалистов для реального сектора экономики, а кто лучше работодателя может знать, что именно должен уметь нужный ему работник?

Что характерно – в вузах это прекрасно понимают. "Преподаватели вузов заинтересованы в том, чтобы знания и умения выпускников были востребованы передовыми украинскими компаниями", - говорит Виктория Якимишина, доцент кафедры электроснабжения промышленных предприятий и городов Донецкого национального технического университета.

Но пока получается так, что вузы дают своим выпускникам знания, которые имеют мало общего с требованиями работодателей к молодым специалистам. А из-за отсутствия коммуникации между вузами и предприятиями (для которых, повторимся, они и учат специалистов!) эти требования, которые, к тому же, постоянно изменяются, не находят отображения в образовательных программах. Учебные планы университетов не меняются годами, а то и десятилетиями, увеличивая и без того колоссальный разрыв между системой образованиями и реальными требованиями экономики.

Выход из этого тупика предложили сами работодатели. Они поняли, что чем раньше студент узнает, какие навыки будут требоваться от него в реальной работе, и чем лучше вуз обучит его этим навыкам, тем лучшего специалиста получит отрасль, и тем востребованнее он будет потом на рынке труда. Так родилась идея создания профессиональных стандартов, которые совместно формулируют ведущие предприятия различных отраслей. В них максимально подробно описываются знания и навыки, которыми должен обладать специалист, претендующий на работу. Этот проект был инициирован группой СКМ Рината Ахметова и получил название "Паспорт профессии".

К проекту были привлечены 23 украинских вуза. На основании профессиональных стандартов они уже разработали новые образовательные программы для восьми профессий трех отраслей - журналистики, металлургии и энергетики. И уже с 1 сентября пилотные вузы начали обучать своих студентов по этим программам.

На предприятиях уверены, что проект поможет им в скором времени получить первоклассных специалистов. "Проект "Паспорт профессии" очевидно позволит повысить качество знаний выпускников вузов в базовых отраслях и сократить время их адаптации к работе на предприятиях Украины", - отмечает руководитель департамента по развитию дирекции по управлению персоналом ДТЭК  Евгения Кузьминская.

Преподаватели вузов также считают, что им давно пора было изменить подходы к обучению студентов. "Сейчас очень сильно поменялся работодатель, и мы должны понимать, чего он от нас хочет, - говорит Андрей Самсоненко, доцент кафедры обработки металлов давлением Национальной металлургической академии Украины. - Мы ведь в значительной мере работаем ради студентов и ради того, чтобы они потом были востребованы на рынке труда. Поэтому я считаю, что этот проект будет иметь положительный эффект для дальнейшего трудоустройства выпускников, и его нужно применять дальше, в том числе для других отраслей и профессий".

Главное, чтобы уверенностью преподавателей и работодателей прониклись и сами студенты. Ведь в любом случае усваивать новые знания, как и раньше, предстоит именно им. Отличие лишь в том, что теперь студенты будут понимать, какие знания и для чего им нужны. А это уже громадный шаг вперед.

ТОП РАЗДЕЛА
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях