В Запорожье действует школа злословия

Фото - http://www.vsluh.ru/

Фото - http://www.vsluh.ru/

Транспорт и инфраструктура
17 мая 2013 17:57

"Граждане, будьте взаимно вежливы!"  - увы, этот призыв уже давно не актуален в запорожских реалиях. И в первую очередь это касается общественного транспорта. Ежедневная поездка в маршрутных такси – не просто необходимая условность, но и настоящая школа злословия и хамства. А водитель этой самой маршрутки – главный учитель сквернословия и коллекционер крепкого словца. Ладно, если встреча с хамоватым гражданином обошлась испорченным настроением или уязвленным самолюбием. Это можно простить. Но когда дело касается гордости, тут уже другое "кино".

Извините, что перехожу на личности, но у автора этой статьи – отец, который в свое время прошел войну в Афганистане. Так вот этот самый отец, даже если у него в кармане по какой-то причине не останется денег, никогда в жизни не предъявит свое удостоверение в маршрутном такси. Просто потому, что реакция водителя оскорбит не только его чувство достоинства, но и всех тех, кто когда-то воевал вместе с ним.

У ветеранов Великой Отечественной войны зачастую нет выбора, кроме минутного унижения перед "дядей за баранкой". Накануне 9 Мая мэр Александр Син обратился к перевозчикам с просьбой в праздник подвозить ветеранов к нужному месту. "Необходимо сделать так, чтоб мы не получили ни одной жалобы от ветерана", - процитировал городского голову сайт "Голос Запорожья". Да они уже давно и не жалуются. Привыкли к гвоздикам и парадам раз в год и к тому, что подвезут без пререканий только в праздник. В остальные дни – "Сейчас троллейбус подойдет, на нем и поедешь".

В дороге с философом

Результаты опроса, который "Остров..." провел в одной из социальных сетей, показали, что многие горожане к хамству в транспорте давно привыкли. Некоторые даже и сами научились грубить в ответ. И всего лишь 11 процентам опрошенных горожан посчастливилось прокатиться с интеллигентным водителем. 

"Остров…", в свою очередь, проехался на разных маршрутных такси и определил три типажа водителей общественного транспорта. Водитель-экстремал – он несется по дорогам так, как будто пытается выиграть "Формулу-1". Изредка говорит по телефону отрывистыми фразами, называя собеседника причудливым прозвищем и пытаясь выяснить, где именно тот едет. Водитель-экстремал высаживает пассажиров на низком старте, когда еще не успел полностью остановить микроавтобус, а оплату за проезд практически выдирает из рук, чтобы поскорее захлопнуть дверцу и понестись дальше. На светофорах для него бывает только два цвета – зеленый и "не такой уж и красный". Однако ведет себя крайне вежливо, а если грубит – не использует матерных слов. Пассажиры таких водителей в резюме смело ставят галочку напротив пункта "стрессоустойчивость". Водитель-экстремал незаменим, если вы опаздываете на работу или важную встречу.

Второй тип – водитель-негатив. Его настроение не бывает хорошим, а утро – добрым. Его заклятые враги – бабушки, дедушки, пассажиры с большими сумками или чемоданами и вообще все те, кто не понравился ему в этот момент. Спрашивать дорогу у такого водителя бесполезно, впрочем, как и просить закрыть окно или затушить сигарету. Его телефонные разговоры с напарниками напоминают милую беседу сокамерников, а в салоне микроавтобуса обязательно играет шансон. Водитель-негатив незаменим, если вы пишете диссертацию на тему "Русский мат как основополагающая  составляющая русского языка".

Третий тип – водитель-философ, по сравнению с предыдущими экземплярами, наименее распространен, но наиболее приятен в общении. На все "спасибо" он отвечает "пожалуйста", а на все "пожалуйста" – "не за что". Остановку он объявляет громко, оборачиваясь в салон с фразой: "Кто спрашивал остановку N? Ваша!". Сумки в начале салона ему не мешают и дать сдачу с крупной купюры не составляет труда. Однако водитель-философ, как большинство интеллигентных людей, склонен к медлительности. Поэтому заранее приготовьте оправдание для начальства из-за опоздания на работу.

Пожалуй, есть еще и четвертый тип, который мы не решились выносить в отдельную группу из-за его малочисленности. Это – водитель-женщина. В Запорожье удалось встретить только одну представительницу прекрасного пола в этой мужской профессии. Работает она на одном из маршрутов, курсирующих с Космического микрорайона в центр города. Следует сказать, что водитель-женщина – это золотая середина. Сосредоточена, молчалива, по телефону не разговаривает и вообще от дороги не отвлекается. Сдачу дает быстро, не грубит, в гонщика не  играет. Хотя, возможно, это вовсе и не отдельный тип, а просто исключение, подтверждающее правило.

Льготные войны

Отдельным "транспортным" миром города являются маршруты №58 и №96, на которых были запущены бывшие в употреблении в Германии автобусы "MAN". Чиновники первое время приучали к ним запорожцев, как кошек к лотку. Сами несколько раз с камерами и журналистами проехались, расхвалили  и пообещали золотые горы для льготных категорий граждан. Да вот только с реализацией обещаний не срослось. 

До сих пор в "немецких" автобусах ограниченное количество льготных мест, за которые идут нешуточные бои между пенсионерами. Победителей выбирает сам водитель по только ему известному принципу. А то, что движение "MANов" было открыто ко Дню пожилого человека, сейчас воспринимается как злая шутка чиновников, а может, и не только их. Ряд интернет-СМИ, ссылаясь на слова самих же водителей немецких "MANов" неоднократно сообщали, что фирма может принадлежать скандально известному Евгению Анисимову

В общем-то, кто и как решил заработать на льготниках, не так важно. Главное – когда на эту проблему обратит внимание городская власть и знает ли она вообще о том, что происходит на этих маршрутах?  А если знает, то почему молчит и бездействует?

Однако бездействует не только власть, но и горожане, которые от хамства привыкли либо защищаться грубостью, либо прятаться за скромностью. Кажется, запорожцы забыли о том, что свои права можно защищать, а неоправданное хамство – наказывать.

Юлия Троцевич, "Остров Свободы"

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях