На заметку водителям: какие опасности подстерегают на дороге осенью

Фото:spokoino.ru

Фото:spokoino.ru

Транспорт и инфраструктура
12 ноября 2012 17:14

Мокрые опавшие листья, туман, да еще и дождь на осенних дорогах Запорожья усложняют езду в разы. Даже опытному водителю со стажем приходится нелегко, не говоря уже о новичках. 

В дождливую погоду ухудшается не только видимость на проезжей части, но и сцепление колес автомобиля с дорогой, поэтому будьте внимательны и соблюдайте скоростной режим, чтобы избежать потери управляемости и опасного увеличения тормозного пути.

В первую очередь, следует опасаться налета из грязи и пыли, который образуется на дороге в первые минуты дождя. В это время возникает опасность заноса, скольжения и пробуксовки. В таких погодных условиях необходимо принять меры по снижению скорости, все движения и маневры следует выполнять плавно, а также избегать резких торможений.

При перестроении помните, что водители, которые двигаются позади вас на скользком покрытии, могут отреагировать на ваши действия слишком поздно. Поэтому, перед началом маневра подавайте сигнал чуть раньше, чем делали это летом, а собираясь затормозить, предварительно слегка нажмите педаль тормоза так, чтобы только загорелись стоп-сигналы, и только через несколько секунд начинайте делать замедление. Но помните, что и вы должны быть готовы к маневру автомобиля, который едет впереди и держать соответствующую дистанцию.

При движении будьте осторожны в тех местах, где на дороге лежит много опавших листьев, потому что в таким ситуациях сцепление шин с дорогой особенно плохое и машина может заскользить всеми четырьмя колесами. Выровнять автомобиль в такой ситуации бывает очень нелегко, даже если он снабжен автоматической защитой от блокировки и пробуксовки колес. Чтобы такого не случилось, необходимо быть очень внимательным на засыпанных листьями участках дороги, не совершать резких маневров и, по возможности, резко не тормозить. Кстати, не помешает осторожность при парковке во дворах. Сейчас многие водители вынуждены оставлять свои автомобили во дворах. А из-за того, что листья покрываются утренней росой, туманом или дождем, они становятся очень скользкими. К тому же, не всегда убираются. В связи с этим маневренность невысока. Так что будьте внимательны при парковке во дворах.

Также большую опасность при управлении автомобилем представляют собой лужи. Опытный водитель никогда не будет быстро ездить по лужам на дороге, так как они могут скрывать под собой ямы и другие дефекты дорожного покрытия. Кроме того, при попадании в лужу, снижается эффективность торможения, так как вода попадает на тормозные колодки и диски. Немного просушить колодки может помочь частое прерывистое легкое нажатие на педаль тормоза.

Большую роль в безопасном управлении автомобилем играет состояние покрышек. Даже небольшие лужи при определенной скорости вызывают такое явление, как "аквапланирование", которое является одной из главных причин ДТП в осенний период. Протекторы колес не успевают выдавливать из асфальта накопленную воду, под ними образуется пленка, что приводит к снижению коэффициента сцепления с дорогой и потере управления автомобилем. В такой ситуации действуйте обдуманно и решительно.

Во-первых, не следует изменять траекторию движения автомобиля. Плавно уменьшите подачу топлива и снизьте скорость, не используйте педаль тормоза, иначе ваш автомобиль занесет. Начинать следующий маневр следует только тогда, когда колеса будут в нормальном сцеплении с дорогой. Опасность "аквапланирования" состоит преимущественно в том, что в момент скольжения в луже, водитель зачастую пытается выровнять машину, вращая руль в сторону заноса, но опытные водители рекомендуют это делать только тогда, когда передние колеса поймают твердое покрытие. В противном случае, машину может повлечь в противоположную сторону, и, если вовремя не отреагировать на занос, то машина может перевернуться.

Рекомендации бывалых автомобилистов, если впереди лужа:

• снизьте скорость;

• включите "дворники";  если автомобиль стал скользить, отпустите педаль газа и попробуйте его выровнять;

• ни в коем случае не маневрируйте (не обгоняйте, не поворачивайте), резко не тормозите;

• держите руки в верхнем секторе руля. На его непроизвольные повороты следует реагировать короткими движениями. Так же рекомендуется тормозить двигателем;

• крутить руль в сторону заноса не рекомендуется. К тому же, как только передние колеса зацепят твердый грунт, автомобиль понесет в противоположную сторону. Здесь надо четко и вовремя успеть среагировать на повторный занос, иначе авто может перевернуться;

• когда авто выехало из воды, просушите тормозные колодки, нажав несколько раз на педаль тормоза.

• при проезде перекрестков во время дождя будьте особенно внимательны по отношению к пешеходам, которые легко забывают об осторожности, спеша укрыться от дождя.

Движение в тумане

Главной опасностью при движении автомобиля в тумане является ограниченная видимость. В тумане искажается расстояние до объектов на дороге и дистанция между вами и автомобилем впереди идущего, кажется в полтора-два раза больше, чем она есть. Как правило, водители, ставшие виновниками аварий в тумане, считали, что держат необходимую дистанцию, не догадываясь при этом, что происходит искажение расстояния. Кроме того, происходит изменение окраски лучей некоторых цветов, например, желтый может показаться красноватым, а зеленый - желтоватым.

Именно поэтому главным условием езды в тумане является значительное снижение скорости. Умелое пользование световыми приборами автомобиля поможет вам справиться с ограниченной видимостью. Для того, чтобы улучшить обзорность и лучше обозначить себя на дороге, включайте ближний свет или противотуманные фонари даже в дневное время. Но ни в коем случае не включайте дальний свет, так как сильный пучок света отражается от мельчайших частиц тумана и создает  эффект "движения в молоке".

Рекомендации бывалых автомобилистов:

• при попадании в полосу тумана необходимо снизить скорость и увеличить дистанцию;

• выбирать скорость при плохой видимости надо такую, чтобы была возможность вовремя остановиться;

• в тумане лучше избегать остановок, но если возникла необходимость, то снижайте скорость плавно, несколько раз, нажимая на педаль тормоза, чтобы предупредить о своих намерениях других водителей;

• на дороге лучше избегать лишних маневров;

• когда машина попадает в туман, на стекле начинает оседать конденсат, поэтому перед поездкой нелишним будет проверить работу стеклоочистителей и во время движения периодически их включать.

Выполнение маневров и поворотов

В связи с изложенными выше трудностями управления автомобилем по осенним дорогам, необходимо быть достаточно внимательным при выполнении маневров. Готовьтесь к выполнению маневра заранее, сбрасывайте скорость и старайтесь спрогнозировать возможные риски при выполнении поворота, например, пешехода, стоящего на обочине или неопытного водителя с правой стороны. При маневрах есть и свои особенности управления рулем - движения должны быть четкими и короткими. Приемы управления автомобилем на повороте в дождь практически такие же, как и при управлении на скользкой дороге. Но в дождь прохождения поворотов осложняется еще ограничением видимости и поля зрения, поэтому при выполнении поворота очень важно сохранять безопасную дистанцию с автомобилем, идущим впереди. Нужно помнить, что возможность заноса через скользкости покрытия особенно велика на повороте. Кроме того, если вы будете ехать вплотную к автомобилю, который идет впереди, то на ветровом стекле будет оседать солидный слой грязи. Особенно важно удерживать автомобиль в пределах своей полосы на повороте. Интенсивный дождь может размочить обочину так, что они покроются очень скользкой пленкой. Разница в сцепных свойствах дороги и обочины может сыграть роковую роль - автомобиль занесет. Если вы по каким-то причинам окажетесь на размоченной обочине дороги, не нужно делать никаких резких движений рулем и педалью тормоза - этим вы только увеличите свое положение. Надо плавно снизить скорость, тормозя с помощью двигателя, и вернуться на дорогу. Затем, не спеша, проехать несколько метров (например, по луже) для того, чтобы "промыть" протектор от накопленной грязи. Если на повороте дороги вы заметили даже неглубокую лужу, то лучше снизить скорость и проехать по ней всеми четырьмя колесами. Дело в том, что при проезде одной стороной автомобиля через лужу может возникнуть резкое увеличение сопротивления колебания с этой стороны, и как следствие - неожиданный для водителя разворот машины.

Рекомендации бывалых автомобилистов:

• не забывайте, что мелкий дождь опаснее ливня - на дороге образуется скользкий опасный слой грязи;

• не жалейте денег на качественные "дворники", они стоят дешевле, чем разбитая из-за потери видимости и управляемости машина и утраченное здоровье;

• не ленитесь заливать воду для стеклоочистителей - ваш труд окупится удобством, спокойствием и безопасностью езды в дождливую погоду;

• при прохождении поворота снизьте скорость, внимательно контролируйте положение своего автомобиля на проезжей части;

• не делайте резких движений рулем, тормозом, педалью акселератора;

• не увлекайтесь скоростью на залитой водой дороге;

• почаще протирайте стекло фар и подфарников - это облегчит условия вашего движения.

Вождение автомобиля ночью

В осенний период на дорогах страны, к сожалению, растет число дорожно-транспортных происшествий, особенно в темное время суток. После отпускного сезона увеличивается количество транспорта, усложняются условия дорожного движения. Так называемый переходный период, когда водители перестраиваются с летнего ритма на осенне-зимний. Именно он считается наиболее опасным. Несмотря на то, что интенсивность движения транспортных средств в темное время суток по сравнению со среднесуточной нормой уменьшается в 8-10 раз, по информации ГАИ в Украину, в темное время суток происходит около 50% дорожно-транспортных происшествий от общего их количества. Основной причиной происшествий и несчастных случаев ночью является ухудшение видимости, в связи с этим - искажается восприятие различных объектов зрением человека. Управляя автомобилем в темное время суток, на незнакомых участках дороги, даже на небольшой скорости, водитель не всегда может спрогнозировать состояние проезжей части. Под воздействием ветра, особенно утром, на отдельных участках дороги может возникать гололедица. Чаще всего она встречается на мостах и загородных трассах. Неожиданностью на дороге также могут быть ямы, открытые канализационные люки и другие препятствия, которые не ликвидированы своевременно, не обнесены забором и красными фонарями. При движении со светом фар и при отсутствии светильников на дороге особенно опасными бывают ситуации, когда после долгой многокилометровой прямой встречаются закругления малого радиуса и водитель не успевает перестроиться в соответствии с новой ситуации. Следовательно, надо особенно внимательно следить за дорожной обстановкой и знаками.

Сложным местом при движении ночью является развязки в разных уровнях. При движении с одного уровня на другой, водитель совершает достаточно сложные маневры, а светильники иногда установленные здесь так, что на некоторых участках находятся примерно на уровне глаз водителя. Это может создать такую иллюзорную обстановку, при которой легко потерять направление движения. Поэтому, если развязка в разных уровнях освещена стационарными светильниками на каждой петле съезда или на каждом элементе развязки, на ней следует снизить скорость и повысить внимание. Если же развязка освещается равномерно мощными высоко подвешенными источниками света, двигаться с большей скоростью, не опасаясь потерять управление. Особое внимание необходимо уделять движению в местах с ограниченной шириной.

Одно из основных нарушений, которые допускают водители в темное время суток, - это неправильное применение света и световой сигнализации. Вызывается это нарушение, как правило, только двумя причинами:

• недостаточной квалификацией водителя

• неуважением к другим участникам движения.

Правильное переключение света служит хорошим показателем того, насколько тот или иной водитель уважает своих коллег.

Рекомендации бывалых автомобилистов:

• своевременно, до начала сезона отрегулируйте свет фар;

• об их техническом состоянии надо вспоминать днем, а пользоваться ими ночью разумно;

• не экономьте на фарах, включайте их в любых условиях ограниченной видимости;

• при прохождении поворота помните, что фары светят прямо, и не поворачиваются с той же скоростью, что и колеса автомобиля, поэтому поворот совершайте осмотрительно, на небольшой скорости;

• уважая себя, уважайте других участников движения. Переключайте при встречном разъезде дальний свет на ближний. Кто знает, может быть ваш автомобиль как раз станет "камнем преткновения" для ослепленных его дальним светом встречных водителей.

По материалам пресс-службы ГАИ в Запорожской области.

ТОП РАЗДЕЛА
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях