Александр Головко - руководитель рабочей группы при Запорожском горсовете. Фото "Мрія"
Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем рабочей группы при Запорожском горсовете Александром Головко.
Оптимизация и централизация без дублирования
- Александр Степанович, расскажите немного о принятом 29 декабря 2011 года проекте программы, которая предусматривает оптимизацию структуры управления, централизацию выполнения дублируемых функций и конкуренцию?
- В целом, программа обозначена мэром Запорожья Александром Сином. Требующие одобрения депутатского корпуса документы готовятся на рассмотрение намеченной на февраль ближайшей сессии Запорожского горсовета. Необходимо подчеркнуть, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства – это многогранный процесс, требующий решения ряда глобальных задач. Одной из главных проблем является дублирование одинаковых функций разными структурами. Следовательно, от дублирования и необходимо избавиться в первую очередь. Для этих целей предложено создать Единый расчетный центр.
Второй момент - потребители услуг не влияют на качество. То есть не подписывают документов, включая прямые договора и так далее. Намечены первые попытки в данном направлении, ведь на рынке существуют жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), а также дома, которые находятся на балансе коммунальной собственности города.
В настоящее время управление жилищного хозяйства подготавливает необходимые документы для того, чтобы они полноправно участвовали в этих процессах. Это немаловажно. Как только мы дадим возможности для влияния на ситуацию, безусловно, улучшится качество услуг.
В качестве переходного периода прорабатывается вариант по возврату к наделенным определенными полномочиями старшим по дому, благодаря которым у людей появится возможность для участия в управлении своим жильем.
Кроме того, внутридворовые сети, дороги и зеленые насаждения имеют разных собственников. Из-за чего при необходимости в ремонте, реконструкции или ликвидации ветхих деревьев установить собственников зачастую очень сложно. Поэтому ставится задача привести все это к единой системе ответственности и управления.
Следующий момент уже более глубокий – внедрение передовых и энергосберегающих технологий по доставке энергии потребителям. Дело в том, что сейчас происходят огромные потери при подаче потребителям горячей воды и так далее. Безусловно, определенные движения в этом плане есть и по концерну "Городские тепловые сети", КП "Водоканал", привлечены кредиты ЕБРР. Но они как бы носят хаотичный характер – нет единого плана. Думаю, что в этом направлении мы будем работать.
Также до конца не решена проблема по вывозу того же мусора из частного сектора и так далее.
Коммунарский район самый неблагополучный
- В какие же сроки планируется осуществление данной программы реформирования?
- Если говорить о реформе в целом, то это дело не одного года, а если о приведении в порядок самой системы – думаю, что первые шаги сделаем уже к середине текущего года. В настоящее время создаем единый центр, а также определяемся с пилотным районом. Поступило предложение начать с Коммунарского, так как по нашим исследованиям он самый неблагополучный. Как только мэр определится с этим вопросом – приступаем к работе.
На первый взгляд все понятно, но противников очень много. Существует целая система, которая не хочет, чтобы это произошло. К примеру, если я напрямую заказываю договора на ремонт в подъезде, а мне его плохо сделают, то попросту не заплачу за это деньги. То есть появляется влияние на конечный результат. В настоящее время у людей такой возможности нет. Дело в том, что у ПРЭЖО монополия: они содержат дома, предоставляют и оплачивают услуги. Убежден, если это разрешим, то и со всем остальным также проблем не будет.
Вместо аргументов против - одни разговоры
- Действительно, в последнее время немало материалов, направленных против реформы.
- Проанализировав прессу, выскажу точку зрения, что аргументов против там нет – одни разговоры! Когда обговариваются сроки, еще понятно. Но когда анализируются экономический эффект…
Понимаете, чтобы об этом говорить, для начала необходимо хотя бы собрать информацию, на базе которой отработать нормальную, а главное прозрачную систему управления.
Перед нами стоят две задачи: во время реформирования не привлекать дополнительных бюджетных средств, а также не увеличивать тарифы для горожан.
Чтобы все стало на свои места, освобождающиеся средства необходимо направлять на развитие данного процесса. Потому что сегодня телега идет впереди лошади. О какой экономии или экономике можно говорить, когда у нас еще до конца нет базовой информации?
Поломать сразу систему нельзя
- Как бывший мэр, расскажите как вам работалось с системой ЖКХ после распада СССР?
- Начало 90-х – разруха полная. С другой стороны – это была система, не самый худший вариант. Но что я хочу сказать, понимая ситуацию, мы одними из первых в Украине уже в 1996 году начали установку локальных (крышных) котельных. Тогда это являлось одной из стратегических задач. И если сравнить сейчас, сколько за тепло платят жители данных и обычных домов, то разница большая. Да и с точки зрения управления они намного проще.
В целом же, работа над усовершенствованием управления, энергосбережением, уменьшением потерь при подаче теплоносителей – процесс достаточно длительный, требующий аккуратного подхода. Систему ведь нельзя вот так сразу взять и поломать, она должна перетечь потихонечку. Но как задача - ставится.
В 90-е не хватило времени
- Так, а что не получилось у вас в лихие 90-е?
- Не смогли перейти на единую систему, произвести реформирование подачи энергоносителей. Начали все эти крышные котельные, но не смогли развить дальше, просто времени уже не хватило.
Уже тогда ставилась задача о систематизации ответственности по внутриквартальным дорогам, зеленым насаждениям. Определенную работу проделали. После смены руководство города, естественно, кому это было неудобно, попытались все вернуть на круги своя. Как видите, ничего такого нового не говорю, только то, что лежит на поверхности. Плюс о том, что для этого нужно сделать.
Вы должны понимать, чтобы воплотить в жизнь реформу, ее осуществлять должны хорошо знающие, но не работающие в системе специалисты, которые не заинтересованы в ее сохранении.
Это их жизнь, процесс естественный, ничего здесь такого нет. Однако людей пугает неинформированность. Словом, если мы с вами четко расскажем тем же работникам ПРЭЖО о реформировании и их месте в этой системе - все будет понятно. А ведь зачастую, что мы слышим: "Хотят все поломать, деньги централизовать!". И люди ведь действительно боятся. Тем более в сегодняшней ситуации, когда невозможно спрогнозировать завтрашний день, как в финансовом, так и в экономическом плане. Конечно же, потеря рабочего места их пугает. Следовательно, работаем и в данном направлении.
Канализация партийности не имеет
- Вы говорили, что реформировать должны люди знающие, но не работающие в отрасли. Кто в вашей команде?
- Смотрите, есть мэр Александр Син, разработчики в лице депутата горсовета Елены Бондаренко и ее команды, рабочая группа и сотрудники коммунального хозяйства. Функции у всех разные. Мэр – это человек, который поставил задачу, разработчик же ее попытался в каком-то виде представить. Так вот, задача рабочей группы – выслушать аргументы сторон и найти компромиссное решение. Я всегда говорил: "Канализация партийности не имеет!". Речь идет о чем, что в рабочей группе представлены представители различных политических партий и общественных организаций. Мы объединяем усилия всех заинтересованных в проведении этой реформы.
Реформирование коротким путем
- Но ведь существует вероятность того, что вам помешают воплотить ее в жизнь?
- Понимаете, в чем дело, противники есть, были и будут. Но здесь есть один момент: а с кем они воюют? Дело в том, что наша рабочая группа выступает от лица потребителей. То есть от лица запорожцев. Мы пытаемся донести проблемы простых людей и выработать такую систему, чтобы она стала комфортной и удобной потребителям. Поэтому оппоненты выступают не против рабочей группы, а противниками жителей Запорожья. А это априори невозможно. Дело в том, что если мы любому человеку зададим вопрос: "Ты хочешь, чтобы тебе было комфортно?". Он ответит: "Да, хочу!".
Еще раз повторюсь, что наша задача компромиссно отработать все необходимые пути так, чтобы подойти к реформированию самым коротким путем. Так что, как таковых противников здесь быть не может, возможен только саботаж или нежелание воплощать те задачи, которые сегодня ставит городская громада.
Виктор СОСНИЦКИЙ, газета "Мрія"