Банковские мошенники имеют в своем арсенале десятки способов незаконного обогащения, в том числе и за счет средств клиентов банков. Об этом рассказал руководитель департамента безопасности ПриватБанка Александр Сергач.
Банк знает обо всех методах, которые мошенники применяют к пользователям банковских услуг, и стараются предупреждать подобные случаи. В этом году служба безопасности банка совместно с правоохранителями предотвратили хищений на миллион гривен.
Молчание – золото
– Когда клиент приходит в банк, ему говорят о конфиденциальности. В договоре прописано, что он вправе говорить, и чего говорить нельзя: передавать карты, пароли, пин-коды и другие данные, которые могут быть использованы мошенниками для обогащения. К сожалению, люди зачастую идут на это. Желание обогатиться, еще что-то получить позволяет мошенникам выманивать без труда всю необходимую информацию, – поясняет руководитель департамента безопасности ПриватБанка.
О том, что жажда наживы сильнее страха, говорит и директор Юго-Восточного регионального управления ПриватБанка Виктор Остапенко, добавляя, что данное выражение применимо к обеим сторонам.
Банкиры акцентируют внимание на том, что разглашать данные о себе нельзя ни в коем случае, даже если собеседник представлятся сотрудником банка. Помните, банку не нужны ваши личные данные, этой информацией настоящие сотрудники финучреждений владеют.
Спектакль с вашим участием
Банкиры признают, самая примитивная и распространенная финансовая афера – "ваш родственники в милиции". "Но аферисты работают над своими схемами. Разыгрывают целые спектакли с участием нескольких человек. Когда начались действия в зоне АТО, начали, например, говорить о взносах на помощь армии", – рассказывает Александр Сергач.
Также, отмечает он, страдают и пользователи интернета. "В основном, попадаются те, кто что-то продает или покупает. Это практически 99,9% случаев. Потом звонок. Начинается игра – не все цифры назвали, переверните карточку, а какие там цифры", – приводит примеры уловок Александр Сергач.
Поэтому, специалисты рекомендуют вовремя обновлять антивирусные программы, обращать внимание на название сайта, который посещаете. Мошенники создают сайты-фейки, где доверчивый пользователь оставляет пароли и другую информацию, используемую в дальнейшем не по назначению.
– Мы рекомендуем активным пользователям интернет-покупок создать интернет-карту, на нее нужно положить ту сумму, которая нужна для конкретной покупки. Эта операция бесплатная. Но, если есть атака, основной счет не подвергается опасности, – говорит Виктор Остапенко.
Критичность – залог финансового благополучия
Поддавайте информацию критике – ключевое правило для тех, кто не хочет расставаться со своими деньгами.
– Мошенники используют стрессовые ситуации, давят на тонкие струны нашей души, напирают на чувство долга, говорит психолог, директор Запорожского областного центра социально-психологической помощи Ирина Куратченко. Причем им не чужды такие положительные качества как изобретательность и творческое чутье.
А вот пострадавшие, в основном, страдают от желания получить что-то даром, без усилий. Доверчивость в этом смысле находится только на втором месте. Любопытство также может быть чертой, которая играет на руку мошенников.
Если от вас требуют принятия решения сейчас, не дают времени для раздумий, спросите себя – не аферист ли общается с вами?
Один из случаев в качестве примера рассказал Александр Сергач: "Многодетная семья из Коммунарского района выставила свой счет для благотворительной помощи. Был звонок с вопросом, принимаются ли евро, а дальше дело техники.15 тысяч сняли. Действия мгновенные. Они понимают, что клиент придет в себя и начнет консультироваться". К счастью, в той ситуации мошенник был найден, и после бесед с сотрудниками службы безопасности банка деньги были возвращены семье. Все 15 тысяч.
Стоит отметить, что в этом году установление нарушителей закона сотрудниками службы безопасности банка составило 86%.