На дне Днепра нашли целое кладбище казацких лодок

8-метровая лодка-долбленка пролежала в воде не меньше пяти веков.

8-метровая лодка-долбленка пролежала в воде не меньше пяти веков.

События
23 июля 2012 08:25

После сильного паводка в 1998 году течение сняло приличный пласт песка со дна. С тех пор дно выдает все новые и новые сокровища. Запорожские гидроархеологи просто не верят своим глазам: да тут, похоже, целое кладбище кораблей! Уже показалось несколько казацких лодок, несколько десятков якорей XVII века… И это, похоже, только начало. Дело в том, что после Русско-турецкой войны 1736-1739 годов вся Днепровская флотилия - около 400 судов - вернулась к острову Хортица. Войска привезли из южных походов чуму, которая скосила немало народу, - в итоге лодки остались без присмотра… По историческим свидетельствам, во время первого же весеннего паводка лед уничтожил более 40 кораблей. Немало судов люди разобрали на дрова, остальные затонули сами от ветхости.  Некоторые сохранились до наших дней только потому, что лежали под большим слоем грунта, который защищал древесину от разрушительного влияния воды и времени.

Мы расскажем о четырех уникальных лодках, которые уже подняли со дна Днепра и которые много рассказали о наших предках.

Осенью 1999 года подняли новоманевренную казачью лодку, или по-простому - чайку.

С ЧАЕК ВЫСАЖИВАЛИ ДЕСАНТЫ

- Течение оторвало у нее часть борта, а нос явно пустили на дрова люди. По всей видимости, он торчал из воды или льда, вот его и срубили - примерно в 1738-1739 годах.  Но потом лодка полностью пошла на дно, ее занесло песком. Это ее и спасло, - говорит старший научный сотрудник Национального заповедника Хортица Андрей Денисенко.

Проектировали лодку российские адмиралы для войны с турками. При этом галерные мастера отталкивались от концепций запорожских казаков, которые считались профессионалами в этом деле. Потом ее именно на Хортице и строили - по российским чертежам и из российского леса. 

Чайка использовалась для высадки десанта, при нападении на противника на мелководье, наведении понтонных переправ и перевозки грузов. То есть для быстрых операций. Ведь на лодке нет палубы, а значит, негде ни поспать, ни поесть. Хотя смышленные казаки выходили из положения, когда поход затягивался: насыпали песок, делали в нем углубление, обкладывали все камнями и разжигали огонь, на котором и готовили пищу.

Реставрация раритета уже практически завершена. Лодке сделали новый нос, а вот борт решили не восстанавливать. Получилась такая себе чайка в разрезе: можно рассмотреть  ее и снаружи, и внутри.

ТТХ

Чайка - парусно-весельное судно

Длина - 18 метров

Ширина - 3,8 метра

Команда - 35 человек

Возраст - около 300 лет

Материал - дуб, сосна

БРИГАНТИНУ ПОДНИМАЛ МАКАРЕВИЧ

Эта лодка - настоящая знаменитость. Ее проектировал Петр I после возвращения из Европы, а вторую жизнь дал лидер группы "Машина времени". Андрей Макаревич, как известно, увлекается дайвингом и, узнав об уникальной находке возле Хортицы, не только профинансировал поднятие лодки, но и лично в этом участвовал в 2004 году. 

На дне Днепра нашли целое кладбище казацких лодок фото

Уникальный экспонат - бригантина образца 1711 года. В ней могли разместиться полсотни человек.

Специалисты утверждают, что найти лодку образца 1711 года в таком отличном состоянии - настоящая удача. Кстати, есть версия, что назвали судно по количеству человек, которые могли разместиться на нем - 50 человек, то есть бригада.

Собирали ее как пазл. После того как подняли со дна кусок палубы, в другом месте всплыла корма - ее заметили, когда она дрейфовала по Днепру. Через три года рыбаки сообщили археологам, что под водой торчит "угол дома" - оказалась вторая часть кормы!

В Днепровской гребной флотилии таких судов насчитывалось не больше 20. Строили их исключительно для войны с турками и не особо качественно. В открытых боях их  старались не использовать. Но под покровом ночи им  - маневренным, быстрым, тихим - не было равных. Днем казаки отходили на мель, где оставались недосягаемыми для турков, которые на своих габаритных судах не могли подойти близко.

ТТХ

Парусно-весельное судно

Длина - 20 метров

Ширина - 4 метра

Команда - 40-50 человек

Возраст - около 300 лет

Материал - дуб, сосна

НА ДУБЕЛЬ-ШЛЮПКАХ БЕРИНГ ХОДИЛ В ЯПОНИЮ

Фрагменты этих лодок подняли в 2008 и 2010 годах. И хотя это только части, все равно завораживают. Скелет дубель-шлюпки смахивает на хребет гигантской рыбы.

Специалисты называют такие лодки крепкими и надежными. Таких было построено всего около четырехсот для дальних  военных походов. В разработке модели участвовал российский генерал-фельдмаршал Буркхарт Миних, который консультировался с  запорожскими казаками.

Кстати, на подобных судах ходили в дальние плавания к берегам Японии и Америки команды из экспедиции Витуса Беринга.

На дне Днепра нашли целое кладбище казацких лодок фото 1

От дубель-шлюпок остались лишь фрагменты.

ТТХ

Парусно-весельное судно

Длина - 20 метров

Ширина - 6 метра

Команда - 45 человек.

Возраст - около 300 лет

Материал - дуб, сосна

МОНОКСИЛ-ГИГАНТ

Долбленка (или моноксил) была поднята не так давно. Она пролежала минимум пять веков, а может, и все десять. Дело в том, что такими судами пользовались как казаки, так и наши предки еще при Киевской Руси. Точно историки смогут сказать только после радиоуглеродного анализа.

На дне Днепра нашли целое кладбище казацких лодок фото 2

8-метровая лодка-долбленка пролежала в воде не меньше пяти веков.

Долбленки и раньше находили, но не такие габаритные. Оптимальный размер моноксилов для Днепра - четыре метра, а тут практически все восемь! Изображения подобных лодок нынче можно увидеть только на гравюрах XVI - XVII ст.

Использовали ее скорее всего не в военных целях, а для ловли рыбы.

КСТАТИ

Из якорей делали шлагбаум

- Под водой обнаружили еще и несколько десятков якорей. Их изготавливали в Сибири для Днепровской флотилии во время Русско-турецкой войны, - говорит Андрей Денисенко. - Якорями соединяли бревна и размещали поперек реки - получались своеобразные плавающие шлагбаумы. Это делалось для того, чтобы останавливать горящие бочки со смолой, которые противники спускали для поджога Днепровской флотилии.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Таких экспонатов больше нигде в СНГ нет

Судна (а всего их там уже восемь) проходят процесс консервации. Древесина, которая пролежала в воде сотни лет, очень хрупкая. За считаные дни от нее может остаться горсть трухи, если не провести специальные процедуры. Лодки постоянно нужно покрывать специальным раствором, который вытесняет и замещает влагу в самой древесине. Все эти лодки находятся в реставрационном ангаре на Хортице - это единственный музей на территории бывшего Союза, имеющий старинные казацкие корабли.

К слову, на дубель-шлюпку гидроархеологи наткнулись еще в 1971 году. Но в то время об искусстве консервации знали только в теории, поэтому найденный фрагмент погрузили обратно в Днепр и засыпали грунтом. Так лодка пролежала еще 27 лет.

ТТХ

Весельное судно

Возраст - устанавливается. Но не меньше 500 лет.

Длина - 8 метров

Ширина - 1 метр

Команда - 6 человек

Материал - дуб.

Марина ЛУЧЕР, "Комсомольская правда в Украине"

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях