О цене договорились
Так уж повелось, что очень часто мы во всем полагаемся на авось. Но всему есть предел и иногда чья-то халатность стоит для других очень дорого. Смотреть сквозь пальцы на это попросту нельзя.
История читательницы Анжелики Лысенко как раз из таких. В семье женщины случилось горе – умер брат. Ему было всего 38 лет.
- Валера болел очень долго, с 2006 года, – рассказывает Анжелика. – И вот в начале апреля умер. Врачи говорили, что это может произойти в любую минуту, но разве к этому можно быть готовым? В 2002-м мы с мамой похоронили отца. Тогда мы обращались в частную фирму "Ритуал". Вся церемония прошла хорошо, вот и в этот раз решили воспользоваться их услугами. Сами понимаете, после того как потеряли близкого человека, трудно сосредоточиться на том, что нужно собрать целый ворох документов. Трудно вообще что-либо делать и что-то планировать.
Позаботиться обо всем должно было именно частное предприятие. Представители фирмы договаривались с администрацией кладбища о подготовке могилы, заказывали памятник, отпевание, поминки в столовой и тому подобное. Всего церемония обошлась в 8,5 тысяч гривен.
- На самом деле цена сравнительно божеская. К тому же мы договорились, что часть суммы мы погасим за счет пенсии Валеры. У него была инвалидность и государство дает в таком случае материальную помощь на захоронение, - говорит Анжелика. – Все шло хорошо, к тому же у нас был мобильный телефон директора предприятия, так что мы сами звонили и узнавали, как что проходит.
Мать Валерия Лидия Лысенко требует от фирмы, организовывавшей похороны, извинений. Фото: Павел Веселков
Накладка в два часа
Хоронили Валерия на третий день. Проводить его собралась вся родня, друзья, знакомые, всего около сотни человек. То, что тогда довелось пережить семье Лысенко, забыть вряд ли когда-нибудь удастся. Собравшиеся ждали, когда покойника привезут из морга. Машина опоздала на полчаса, но тогда на это никто особо не обратил внимания – было не до того. Когда же тело переложили из машины в гроб, все ахнули – это был не Валерий.
- Вы можете себе представить? Я чуть сознания не лишилась. Родня, друзья, все в ужасе – как же так!? – утирая слезы, рассказывает мама покойного Лидия Александровна. – Когда первый шок прошел, стали говорить, что случилась ошибка, мол, вы не того человека к нам привезли. А нам не верили. Сотрудники фирмы уверяли, что это именно Валера и ошибки быть не могло, просто покойник так изменился. Лишь после того, как кто-то из родственников показал его фотографию, мужчины согласились вернуться в морг, чтобы найти тело Валерия.
Возвращения ритуальщиков ждали долго, из-за происшествия вся церемония сдвинулась на два часа. К счастью, священнослужитель ожидал сколько нужно, а вот со столовой, где после захоронения проходили поминки, получилась накладка. Времени на то, чтобы помянуть Валерия, у его родственников и друзей было в обрез – там уже готовились принять других клиентов.
Кто виноват?
В происшествии Анжелика и ее мама винят фирму и поэтому ожидали от ЧП извинений, которых, однако, не последовало.
- Директор нам так и заявил, что их вины в этом нет, - говорит Лидия Александровна. – Мол, тела перепутали в морге. В то же время изначально мы хотели поехать за Валерой вместе с ритуальщиками, но в фирме почему-то нам в этой просьбе отказали.
По словам директора частного предприятия, которое и занималось похоронами Валерия Лысенко, все свои обязательства перед клиентами фирма выполнила.
- Мы в ответе за могилу, за венки, за отпевание, за оформление документов, но никак не за выдачу тела. Клиенты сами договаривались с моргом, у них там есть знакомые, вот они и просили, чтобы их покойного приняли вне очереди (вскрытие сделали, бальзамирование и тому подобное), - говорит Валерий Шерминский. – Мои сотрудники лишь предоставили в морг документы, они ведь не знают покойного в лицо, по этим бумагам им и выдали тело.
В морге, впрочем, солидарны с семьей Лысенко – их вины в происшествии нет, тела перепутали сами ритуальщики. Однако же и утверждать, что с их стороны все было гладко – не могут.
- У нас в этот день четыре вскрытия было. Три тела находились в холодильнике, он был закрыт на замок, и одно лежало так. Ритуальщики сами опустились в подвал, где хранятся тела, и взяли покойника, который лежал не в холодильнике, - рассказал корреспондентам заведующий одного из отделений городского патологоанатомического бюро Владимир Чайковский.
– В подвале тогда никого не было, но он был открыт, там помимо наших помещений работает еще подразделение "фирмы", так что закрыть входную дверь мы не можем. Санитары в это время на первом этаже работали со вскрытием, ритуальщики сами расписались в журнале регистрации и забрали покойного. Кто журнал им дал? Он у нас лежит обычно раскрытый, ручка там есть, кому нужно – подходит и расписывается. У нас всегда так было и никогда подобных накладок не случалось.
То, что произошло, как говорится, и в страшном сне привидеться не могло. Траурная церемония превратилась для семьи Лысенко в настоящий кошмар. Кто виноват в этом и кто за это ответит – вопрос не из простых. Сотрудники частной фирмы самовольно забрали тело, работники морга – пренебрегли элементарными правилами, учитывая особенность своей работы, и дисциплиной. Увы, расхлебывать все это пришлось горожанам.
"Тела должны выдавать исключительно при предъявлении документов"
Дмитрий Сухинин, глава областной инспекции по защите прав потребителей:
- Ситуация, конечно, очень щекотливая. На ритуальные фирмы к нам поступали уже жалобы, причем немало, но в данном случае речь идет еще и о халатности администрации морга. Тела должны выдавать исключительно при предъявлении документов, а здесь получается, что в закрытое по сути учреждение может абсолютно свободно зайти любой, причем еще и что-то оттуда вынести. Семья покойного имеет полное право требовать моральной компенсации за то, что произошло, а вот кто должен ее выплачивать – решит суд.
Алина ШПАК, "Комсомольская правда в Украине"