Эксперты "Global Spirits" (владелец Евгений Черняк, ТМ "Хортица") рассказали о падении рынка водки

Новость - Досуг и еда - Эксперты "Global Spirits" (владелец Евгений Черняк, ТМ "Хортица") рассказали о падении рынка водки

Новость - Досуг и еда - Эксперты "Global Spirits" (владелец Евгений Черняк, ТМ "Хортица") рассказали о падении рынка водки

Досуг и еда
29 июля 2013 17:42

Отечественные производители водки не довольны результатами нынешнего сезона. По сравнению с прошлым годом, когда отрасль могла выйти из кризиса, а объемы выпуска продукции хоть немного выросли, в этом году ситуация на рынке обратная.

Согласно данным Государственной службы статистики Украины, в прошлом году объемы производства водки составили 33,8 млн дал водки, то есть почти на 2% больше, чем в 2011 году. В этом же году по результатам первых пяти месяцев 2013 года производство водки упало на 19,2% и составило 10,5 млн дал. Кроме того, в апреле и мае рынок уменьшился более, чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

По мнению экспертов, такая отрицательная динамика обусловлена падением потребления водки в Украине. Кроме того, на сегодняшний день отсутствует рост доходов населения, а стоимость алкоголя только растет. Соответственно, украинцы стали меньше покупать водку. Однако, ведущие эксперты, считают, что украинцы не стали трезвенниками. Практика показывает, что во времена кризиса потребление крепкого алкоголя только растет.

Независимые аналитики отмечают, что сегодня в Украине резко увеличилась доля "серой" водки. По их подсчетам, сейчас доля такой продукции на рынке составляет около 20%. Некоторые эксперты и вовсе называют цифру в два раза больше. Как сообщается, это примерно на 5-7% больше, чем годом ранее. Кроме того, по мере подорожания легального алкоголя, все больше набирает обороты нелегальный бизнес и соответствующая продукция.

Ведущие эксперты отмечают, что сейчас самое удачное время для самогонщиков. Так, если в течение последнего года в Украине цена на сахар не увеличивалась, а даже снижалась, (оптовая цена за 1 кг сахар составляла около 5-6 грн), то себестоимость 1 литра самогона не превышала 10 грн. По этой причине во многих украинских деревнях и селах самогон вытеснил почти 60% легальной алкогольной продукции и до сих пор этот бизнес продолжает процветать. Кроме того, государство практически не контролирует этот момент.

Из-за такой ситуации сегодня на рынке конкуренция между основными игроками - легальными производителями алкоголя - обострилась. С каждым годом количество функционирующих предприятий постоянно сокращается. Так, за последние пару-тройку лет количество производителей уменьшилось с 55 до 45, а доля лидеров отрасли продолжает увеличиваться. На сегодняшний день основные игроки на рынке алкоголя занимают более 80% в общей совокупности.

Стоит отметить, что сегодня барьеры на входе в отрасль довольно высоки. Прорваться в пятерку лидеров практически невозможно, ведь для этого нужны огромные инвестиции, а для новых игроков, учитывая сегодняшнюю ситуацию, это было бы слишком рискованно.

Генеральный директор холдинга Global Spirits (владелец Евгений Черняк, ТМ "Хортица", "Мороша") Сергей Величко рассказал, что в прошлом году, чтобы укрепить свою позицию и попытаться увеличить свою долю на рынке, компаниям необходимо было выводить на рынок новые торговые марки. Он отметил, что тогда премьеры были почти у всех игроков, в том числе и у Global Spirits, которая вывела на рынок водку на минеральной воде "Мороша".

Как говорят данные исследования авторитетного ресурса agrochart.com, в прошлом году Global Spirits занял второе место в тройке крупнейших украинских производителей алкоголя. По мнению экспертов, компании удалось укрепить свои позиции за счет продаж "Мороши", которая довольно удачно стартовала на рынке.

Как отмечают ведущие аналитики, сегодня лидеры водочной отрасли ведут жесткую борьбу чуть ли не за каждую десятую процента доли рынка. Производители инвестируют большие суммы в разработку новой продукции, в рекламные мероприятия, а также в трейд-маркетинг.

Также эксперты считают, что у украинских производителей есть еще шанс существенно нарастить свои доходы. Так, по словам экспертов, производителям нужно развивать сегмент премиальной водки, где наблюдается динамичный рост, плюс там маржа значительно выше, чем в сегменте массовой продукции.

Так, у имиджевых напитков добавочная стоимость составляет 100% и более, тогда как у обычного алкоголя она составляет всего 20-30%.

Как отмечается, до 2008 года на рынке премиальной водки наблюдался стабильный рост по 15-20% в год. Это заставило производителей приложить усилия и потратить большие бюджеты для того, чтобы суметь завоевать состоятельных потребителей. Тогда новинки класса "люкс" появились почти у каждой компании. Но потом нагрянул экономический кризис и ситуация на  рынке кардинально поменялась. По словам гендиректора Global Spirits Сергея Величко, на сегодняшний день хорошо идут продажи лишь в одной ценовой категории - 30-35 грн за бутылку.

По мнению других экспертов, основными сегментами сегодня являются Mainstream (32-38 грн) и Economy (менее 31 грн) и не смотря на то, что оба сегмента растут медленно (по 1-2% в год), но тем не менее рост наблюдается.

При этом в премиум-сегменте ситуация совсем другая. За несколько лет его доля на рынке снизилась на 30-40%. Сейчас продукция премиум-сегмента составляет около 3-5% от общих продаж.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В компании Global Spirits (ТМ "Хортица", владелец Евгений Черняк) рассказали о перспективах повышения акцизов

Не смотря на все это, украинские производители не спешат покидать "люксовый" сегмент, ведь сегодня на фоне снижения импорта водки у производителей появилась возможность увеличить число лояльных потребителей. Так, по мнению экспертов, когда платежеспособный спрос будет восстанавливаться, производители бросят все свои силы в этот сегмент.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эксперты Global Spirits, которым владеет Евгений Черняк (ТМ "Хортица"), с осторожностью относятся к идее легализации минивиноделен

Как отмечает аналитик компании Kreston GCG Максим Авксентьев, сегодня в Украине потребление водки демонстрирует положительную динамику. Даже не смотря на то, что большая часть продукции отправляется в Россию, лояльные украинские потребители не спешат переключаться на другие торговые марки. Но также сообщается, что теневой сегмент на рынке сейчас крепко держит свои позиции. Основным игрокам на рынке водки стало намного сложнее конкурировать с производителями контрафакта в экономсегменте, поэтому, вероятно, сейчас начнется борьба за средний ценовой и премиальный сегмент.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В холдинге Global Spirits, которым владеет Евгений Черняк (бренд "Хортица"), считают, что повышение акцизов должно быть поэтапным

Также отмечается, что из-за падения объемов экспорта, производители стремятся сбыть всю продукцию на внутреннем рынке. В связи с этим конкуренция на рынке усиливается, и перед производителями стоит выбор: бороться за покупателя в узком ценовом сегменте или выводить на рынок премиальные торговые марки. По прогнозам экспертов, лидеры рынка будут стараться удержать свои позиции в обоих сегментах.

ТОП РАЗДЕЛА
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях