Прошлое участие в конкурсе было для певицы не очень удачным.
Стартовый капитал - 300 тысяч долларов
К участию в престижном европейском конкурсе наш шоу-бизнес относится как к делу чести. Ради возможности спеть за Украину артисты преодолевают множество трудностей: правдами и неправдами побеждают в национальных отборах, всем миром собирают деньги и даже готовы пришить к платью рекордное количество страз, чтобы блеснуть на европейской сцене по полной. Понятно, что патриотизм здесь играет важную роль. Но не только. Потому что "Евровидение" для артиста может стать отличным стимулом повысить собственные доходы, как любой бизнес.
Впервые Украину на "Евровидении" в 2003 году представил Александр Пономарев.
- Мы потратили на участие в конкурсе около 300 тысяч долларов, - говорит тогдашний продюсер артиста Алена Мозговая. - Поскольку Саша участвовал в конкурсе от Украины впервые, ни мы, ни партнеры не знали, как правильно использовать средства, во что их вкладывать в первую очередь. Поэтому наша поездка по результатам оказалась неэффективной.
Сегодня я знаю точно, место на "Евровидении" не имеет значения, гораздо важнее, что получит артист постфактум. На мой взгляд, правильный возврат - это расширение рынка деятельности артиста и увеличение гонорара. С этой точки зрения самыми эффективными были Руслана и Данилко, которые завоевали для себя европейский рынок. Ани Лорак пошла по российскому вектору и выиграла. Выход на российский рынок для украинского артиста - это тоже хорошо. Сумма 300 тысяч в подготовке к конкурсу - это минимальная несгораемая сумма, учитывая цены на перелеты, гостиницы, количество людей в команде, затраты на постановку и презентацию. А вот промо-тур - метод затратный и неэффективный. Сейчас гораздо выгоднее использовать для промо Интернет и радио.
Успех стимулирует гастрольный трафик
В те же 300 тысяч приблизительно уложилась и Руслана, принесшая Украине победу в конкурсе в 2004-м. Европа была покорена "дикой энергией", а сама певица не только стала народной артисткой, но и на несколько лет вперед обеспечила себе зарубежные гастроли и значительно подняла гонорары.
Ани Лорак после конкурса долго называли "триумфатором "Евровидения". И хотя победу у украинки вырвал Дима Билан (он потратил на подготовку миллион долларов, а Каролина - вдвое меньше), выгоду Лорак от участия в песенном состязании получила изрядную - повысила гонорары, расписала график гастролей на пару лет вперед, а кроме того, вышла, наконец, на российский рынок, что до этого безуспешно пыталась сделать, еще работая с продюсером Юрием Фалесой. Так что даже не зная точных доходов артистки, можно догадаться - финансовое вложение в конкурс окупилось.
Светлана Лобода, по слухам, потратила на участие в "Евровидении-2009" от 300 до 500 тысяч долларов. И хотя заняла 12-е место, сумела удачно распорядиться и этим результатом, пишет "КП".
- Польза от участия в "Евровидении" для каждого из наших артистов есть однозначно, - говорит тогдашний пиар-директор певицы Михаил Ясинский. - Для украинских исполнителей привлекателен уже национальный отбор, в ходе которого можно заявить о себе громко. А на международном финале конкурса КПД будет высоким, если артист входит в первую пятерку победителей. Если же показатели ниже, тут все будет зависеть от того, как артист распорядится своими результатами. Для Светланы Лободы эффект очевиден. Она была одним из главных ньюс-мейкеров конкурса и доказала, что, даже не победив, можно использовать все козыри. По факту Лобода укрепила свои позиции в топовом эшелоне наших звезд, и как следствие - у нее ощутимо выросли гонорары. Кроме того, она познакомилась на конкурсе со своим будущим мужем (нынешним постановщиком всех ее шоу Андреем Царем. - Прим. авт.), после чего в ее жизни все изменилось - она рассталась со своим продюсером и стала единственной правообладательницей собственного бренда Loboda.
- Почему наши топ-артисты неохотно участвуют в отборе? В этом году он был откровенно слабым.
- Такое участие требует затрат, а плюсов на выходе меньше, чем минусов. Зрелые артисты вместо того, чтобы пускаться в авантюрные мероприятия, предпочитают зарабатывать деньги.
В этом году представлять Украину на песенном конкурсе будет Гайтана.
Победа и политика
Певица Алеша, участвовавшая в конкурсе в 2010 году, несмотря на финансовые трудности, поездкой все же довольна.
- Для начинающего артиста "Евровидение" - мощнейшая стартовая площадка, - говорит продюсер певицы Вадим Лисица. - Эффект от участия в конкурсе для Алеши был колоссальный: ее гонорары выросли в сто раз, учитывая, что до этого она была негастролирующей артисткой. Мы уже подумываем "сделать вторую ходку" на "Евровидение", тщательно подготовившись. Залог успеха - не столько финансы, сколько сильная команда, талантливый артист и хорошая песня. Без хотя бы одного из этих составляющих первых мест не видать.
Мика Ньютон на "Евровидении-2011" заняла 4-е место. В этом ей помогли продюсер Тимофей Нагорный, мощная команда менеджеров и пиарщиков, а также 450 тысяч долларов, выделенных инвесторами.
- Окупились ли наши затраты после "Евровидения" - сказать сложно, - говорит Нагорный. - Дело в том, что в Европе и Украине мы их не подсчитывали, так как после конкурса изначально планировали выйти на американский рынок. Поэтому лишь часть денег, выделенных инвесторами на США, потратили на подготовку к Дюссельдорфу. Основная работа, конечно же, ведется в Америке. Вскоре Мика выпустит там свой первый сольный альбом, у нас уже подписан контракт на производство ее именной линии одежды. Так что деньги инвесторам вернем с избытком. Конечно, "Евровидение" - сильнейший бренд, и на его волне можно серьезно поднять популярность, а потом эту славу монетизировать. Успешными примерами этого для меня являются Руслана, Верка Сердючка и Ани Лорак. Неуспех, наоборот, может отрицательно сказаться на гонорарах.
На успех артиста, кстати, влияет также и отношение стран-участниц. Я, например, сейчас очень переживаю за Гайтану. Низкими баллами могут в этом году продемонстрировать свое отношение к Украине.