Эксурс в историю. Фото vgorode.ua
ТРАМВАЙ В ДИКОВИНКУ
Старт историческому "забегу" Запорожского трамвая был дан в 1932 году. Это был день рождения Трамтреста - городского трамвайного хозяйства. Это был настоящий праздник для запорожцев: в первые дни эксплуатации трамвая на остановках скапливались огромные массы народа, которые хотели прокатиться на необычном виде транспорта.
Трамвай в те года был диковинкой Фото: http://photo.tramvaj.ru
Первым было открыто трамвайное движение от ДнепроГЭСа до площади Свободы. Курсировало 9 вагонов, которые ездили каждые 8 минут.
ТРАМВАЯМ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ!
Но вагонов катастрофически не хватало, они не могли справиться с огромным пассажиропотоком. Поэтому встал вопрос о строительстве второй очереди трамвая - от площади свободы до Южного вокзала - 1.
Развитие запорожской промышленности спровоцировало прокладку новых трамвайных путей: общая протяженность путей увеличилась с 22 километров в 1932 году до 75 километров в 1940. Число вагонов выросло с 9 до 115. Но вскоре пришла война...
ПОВОЕННУЮ ТРАМВАЙНУЮ СЕТЬ МАСТЕРИЛИ ЖЕНЩИНЫ
Война не пощадила и трамвайную сеть города. Все нужно было восстанавливать с нуля. Сотрудники запорожского горисполкома подсказали руководству Трамтреста, что в районе села Беленького, в плавнях, лежат узкоколейные шпалы. И вот в мае 1944 года туда на барже доставили весь личный состав запорожских трамвайщиков, из них 90% - женщины. Работали в невероятно трудных условиях: болотистая местность, несметное количество комаров, шпалы носили на плечах на расстояние 2-3 километра, работникам выдавали по 500 грамм хлеба и немного картошки. Всего было доставлено к месту укладки рельсов на Вознесеновскую гору - 7 тысяч шпал.
Вот уже почти 80 лет трамваи возят запорожцев.
Силами заводов и трамвайщиков был восстановлен 21 вагон. Огромную помощь оказывали трамвайные хозяйства Киева, Днепропетровска, Ленинграда, Харькова, Москвы. В результате уже 11 октября 1944 года было открыто движение трамваев по маршруту Трампарк - Южный вокзал - завод N470.
ДА ЗДРАСТВУЮТ ТРОЛЛЕЙБУСЫ!
В последующие годы продолжалось строительство запорожского трамвайного хозяйства. А в 1949 году огромным и радостным событием для запорожцев явилось открытие троллейбусного движения.
"Рогатые" впервые вышли по маршруту "Запорожсталь" - улица Богдана Хмельницкого (протяженность 12 километров). Большую финансовую поддержку в строительстве линии оказало предприятие "Запорожсталь". Первый троллейбусный парк города находился на территории завода. Это была открытая площадка 300 метров квадратных. А в 1950 году было принято решение о строительстве нового маршрута, соединяющего Левый и Правый берег. В 1953 году был построен первый троллейбусный парк в районе Алюминиевого завода рядом с нынешним проспектом Металлургов. На тот момент парк состоял из 25 машин.
К 1958 году трамваи курсировали уже на 12 маршрутах города. В 60-х годах электротранспорт Запорожья стал сложным и многообразным хозяйством, подвижной состав которого постоянно пополнялся и обновлялся быстроходными и комфортабельными вагонами и машинами.
Троллейбусы пустили в 1949 году.
И когда в 1962 году была построена дамба имени Ленинского комсомола, которая соединила новую и старую части города, проспект имени Ленина стал огромной центральной магистралью, по которой пошел троллейбус до вокзала Запорожье -1. Таким образом был открыт самый длинный маршрут N3 3апорожье - 1 - трансформаторный завод (ЗТЗ). 17 июня 1971 года в Космическом микрорайоне (тогда еще строящемся) открыли троллейбусный парк N2. Он был рассчитан на 150 машиномест. Но принял для начала 11 машин. На него было возложено обслуживание маршрутов. N6 Набережная - Космический микрорайон" и N8 "Преобразователь" - Космический микрорайон.
ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Ныне в Запорожье существует 12 трамвайных и 15 троллейбусных маршрутов общей протяженностью путей 110, 4 километров и 101,5 километров. Дабы доставить горожан "с комфортом" в любую точку города, ежедневно на линию выходят 105 трамваев и 136 троллейбусов. К сожалению, электротранспорт нынче не пользуется таким спросом, как в было время. Хотя, оно и не удивительно, большая часть составов нуждаются в ремонте… и каждый раз, заходя в очередной вагон, можно смело начинать бояться за свою жизнь. Ведь допустимый срок эксплуатации составов не более 15 лет, тогда как запорожским "старожилам" уже по 30-35.
Впрочем, с троллейбусами дела обстоят не так печально, периодически на транспортных магистралях города можно встретить весьма комфортабельные и "причесанные" троллейбусы.
Сейчас трамваи не сильно популярны.
ЗАПОРОЖЦЫ ОБ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТЕ
Что же жители города думают о нынешних трамваях и троллейбусах? Кому отдают предпочтение – электротранспорту или маршруткам?
Аня:
Аня считает, что на содержание электротранспорта уходит немного денег
- Электротранспорт нужен, потому что на его содержание не сильно много денег уходит. И для пожилых людей это нужно, а еще для тех, кто экономит или у кого очень мало денег. А так, конечно лучше маршрутки, просто потому, что это быстрее и удобнее.
Илона:
Илоне нравится трамвай.
- Мне лично трамвай нравится, на нем так интересно кататься. Это весело, особенно когда в 10-ку садишься где-нибудь на Иванова, доезжаешь до конечной, а там уже вагон пустой. И ты сидишь как король в целом вагоне один.
Юля:
Юля отмечает вместительность электротранспорта.
- Электротранспорт дает возможность передвигаться дешевле и большим количеством людей. Например, компанией в 30 человек в маршрутку залезть нельзя, а в трамвае или троллейбусе места много. Да и что пенсионерам делать, если их уберут. Для них это вообще единственный оставшийся способ куда-то добраться.
Рома:
Рома уверен, что электротранспорт поможет сохранить экологию.
- Я считаю, что этот вид транспорта нужен, потому что город и так находится не в благоприятной экологической ситуации. Я также считаю, что в таких отдаленных районах, как Бабурка следует тоже провести электротранспорт, потому что там - тоже не самое лучшее экологическое положение: по вечерам, такие заводы, как "Хортица" выбрасывают свои отходы.
Андрей:
Андрей хотел бы, чтобы трамваи на проспекте остались
- Отмена трамваев по проспекту в нашем городе была ошибкой. Для жителей центра трамвай был реальным транспортом, удобным и доступным. Не знаю, почему ради этой центральной клумбы выбросили трамвай. И то, что провели трамвайную линию бесшумную на ЖД-1, считаю это тоже ошибкой, потому что там не жилой вообще сектор. Это просто пустая трата денег. Лучше бы, заменили на бесшумные пути по проспекту и оставили трамвай.
Игорь:
Игорь отмечает дешевизну электроэнергии в сравнении с бензином.
- Электроэнергия дешевле, чем маршрутка. Бензин постоянно дорожает. И поэтому даже в какой-то степени не дешевое содержание трамваев и троллейбусов все-равно выгоднее, чем маршрутки.