Только прижизненное согласие человека на донорство или соответствующее решение его родных после его смерти позволяет медикам "отбирать" его органы. Такой принцип, так называемой "презумции несогласия", действует сейчас в Украине. Он, отмечает архиепископ Лука (кстати, медик по образованию), сейчас подвергается нападкам и его предлагают заменить на другой принцип - так называемую презумцию согласия. Она подразумевает, что каждый гражданин является потенциальным донором, если при своей жизни он четко не заявил обратного, т.е. не отверг возможность забора его органов после смерти.
- Развитие трансплантологии в Украине возможно только на основе добровольного прижизненного согласия донора. Продлению жизни человека служит осознанная, а не предполагаемая, воля другого человека спасти чужую жизнь. Именно такая нравственная воля, отражаясь в гражданском законодательстве, может стать преградой на пути не только к предполагаемым, но и к реальным нравственным и юридическим преступлениям, - отмечает церковнослужитель.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Архиепископ Лука требует запретить книгу об искусстве за "пропаганду гомосексуализма"
Также представитель церкви выдвигает и нравственные доводы в пользу презумции несогласия:
"В христианстве мертвое тело остается пространством личности. Почтение к умершему непосредственно связано с уважением к живущему. Утрата почтения к умершему, в частности, нанесение повреждений телу, влечет за собой потерю уважения к живущему. Прагматическое использование трупов в медицине, как правило, влечет за собой усиление потребительского отношения к человеку. Лишь только в презумпции несогласия существует реальный механизм противостояния этому.
Поэтому с точки зрения религиозной этики, реализации прав человека, из позиций системного медико-правового восприятия трансплантологии и моральной оценки именно презумпция несогласия позволяет:
- более всего учесть волю человека;
- качественнее осуществлять защиту прав и законных интересов граждан при предоставлении медицинской помощи;
- максимально соблюдать и защищать фундаментальное право человека на свободу и добровольное определения судьбы своего физического тела после смерти;
- создать условия для предоставления исключительного права лицу или его родственникам на определение судьбы своего физического тела;
- обеспечить охрану телесной неприкосновенности после смерти человека;
- усилить веру человека в достойное отношение к его телу после смерти.
- снизить потенциальную возможность криминализации этой отрасли медицины;
- освободить врача от психо-эмоциональных перегрузок, связанных с совершением этически некорректных (в частности, насильственных) действий. Это особенно значимо для личности врача, так как известно, что человек, совершающий действие, противоречащее традиционным нормам морали, неизбежно подвергает себя риску.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лишь треть запорожских школьников здоровы