Осенью становится грязней не только на улицах, но и в общественном транспорте. Страшна не грязь, нанесенная ногами. Хуже, что в воздухе витают миазмы ОРВИ и гриппа. Учитывая сложную ситуацию с туберкулезом в Украине, заразиться болезнью может каждый.
Что опасно?
Каждый год в Запорожье выявляют 1300 впервые заболевших, сообщает СЭС. В тубдиспансере на учете состоят более 20 тысяч запорожцев. Вот уже второй год как в Запорожской области выполнение плана диагностики туберкулеза у населения находится на очень низком уровне. Остались не обследованными около 79 тысяч детей и подростков, что составляет 28,5 процентов всего детского населения.
Туберкулезные палочки очень живучи. В уличной пыли микобактерии туберкулеза сохраняются до 10 дней, на солнце погибают в течение полутора часов. А при отсутствии солнечного света жизнеспособность туберкулеза может сохраняться несколько месяцев, при рассеянном свете они погибают через 1-1,5 мес. То есть в общественном транспорте риск заразиться выше, чем на улице.
Вирусы гриппа тоже прекрасно чувствуют себя в теплом спертом воздухе маршруток. На ткани обивки они живут 8-12 часов, на металлических поручнях – 24-48 часов. В мокроте с пылью живучесть вируса сохраняется 1-2 недели, а на поверхности стекла вирусы заразны около 10 суток.
При кашле и чихании вирусы гриппа попадают не только в воздух, но и оседают на поверхностях сидений, пола, поручней, окон.
Чесоточный клещ передается через руки и поручни мгновенно. Яйца гельминтов легко могут попасть к вам через поручни, деньги.
Кто контролирует?
"В городе" попытался узнать, кто отвечает за санитарное состояние общественного транспорта в Запорожье.
В Запорожской горСЭС нам ответили:
– Воздушно-капельным путем передаются многие инфекции, и не только в транспорте.
Туберкулез можно подцепить даже на улице, если рядом окажется человек с открытой формой заболевания. Те же кожные болезни – тоже можно получить, и взявшись за перила в транспорте, и в вашем доме. Транспорт весь моется. Есть в "Запорожэлектротансе" бригада уборщиков-мойщиков, которые моют и убирают транспорт каждый день. А за маршрутчиками как следить? Когда был один таксопарк, мы следили. Когда маршрутки все в частной собственности, как организовать проверку их сансостояния? СЭС пытается требовать, чтобы сделали пункт, где маршрутки бы проходили мойку, дезинфекцию, но такого пункта нет. Все зависит от Управления транспорта и связи.
Там же свою ответственность за чистоту маршруток отрицают.
– От нас санитарное состояние транспорта не зависит. В договорах есть норма, согласно которой перевозчики сами обеспечивают обработку своих машин. Где это происходит, в каких условиях, нас не беспокоит, – отметил Юрий Дроздов – начальник управления транспорта и связи Запорожского горсовета.
– Маршрутные такси должны проходить санобработку, это особенно актуально в период сезонных гриппов. Во время последней эпидемии гриппа СЭС давала препараты, которыми проводили обработку на конечных остановках. Спорный вопрос, кто должен отвечать. Если СЭС будут "драть" перевозчиков, те и сами будут следить.
Корреспондент "В городе" прозвонил компании, занимающиеся пассажирскими перевозками в Запорожье. Общий ответ сводился к тому, что водители сами заезжают на мойки и моют машины. Как часто и насколько тщательно – дирекция не следит. Учитывая, что делаться уборка маршрутного такси должна за счет самого водителя, становится грустно.
Итак, делаем вывод. Забота о своем здоровье – дело каждого запорожца. Обязательно нужно мыть наши ручки после посещения общественного транспорта. В идеале – обрабатывать руки перед выходом из дома средствами типа антибактериального геля. Правда, не дышать не получается.