Безусловно, если вы не счастливый обладатель "железного коня" – будь то автомобиль, мотоцикл или велосипед, то вам как минимум раза два в день приходиться кататься на маршрутках. А вот если путешествовать в час пик, то нарваться можно и на отваливающиеся детали и хамство – причем не только со стороны водителя, но и брата своего ближнего – пассажира.
Причем по словам запорожцев, оригинальность водители не отличаются. Слова, вроде "продвигаемся по салону, эй ты или *опу двигай, или выходи" - совсем не редкость и знакомы всем.
САЛОН ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Запорожские маршрутки подчиняются не законам физики, а размышлениям водителя на тему, скольких еще человек можно втиснуть в довольно небольшое пространство. В очередной раз мы встретились с водителем-лингвистом на маршруте N63 около семи часов вечера. Восклицанием "Вы что, ох..ели все! Дайте заработать!" водитель пытался мотивировать пассажиров пройти по салону. Граждане молча послушались, верно расшифровав данное послание. На протяжении всей поездки водитель казался крайне нервным и раздражительным – что не могло не вызывать у пассажиров опасения.
Кроме того, свою порцию хамства получают и пенсионеры, которые, выстояв в очереди, все еще надеются проехаться по льготам.
ЛЬГОТНИКОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Оказалось, что запорожские маршрутки – самые загадочные и таинственные в мире – в них, словно в Бермудском треугольнике, пропадают все пассажиры льготных категорий, как только попадают в салон. Мы в очередной раз стали свидетелем этого мистического явления, сев в маршрут N88 в 9 утра. Стоило пожилой женщине наивно поинтересоваться, если ли уже в салоне пассажиры-льготники, она услышала суровое "Да", хотя журналисту отыскать в салоне такого пассажира было крайне проблематично.
Но, увы, встречается хамство и со стороны пассажиров.
УБИРАЕМ ЛИШНИЕ ВОЛОСЫ. БЕСПЛАТНО
Юлия рассказала, что часто пассажиры "чудят" и без водителей.
- В моей практике катания в маршрутках был лишь один яркий случай, причем настолько яркий, что я его, пожалуй, никогда не забуду. Час пик, еду в универ. Отстояв очередь, зашла в маршрутку заняла место. В общем, укомплектовались по полной, ну и едем дальше как селедки в банке. Возле водителя стоят две дамочки, приличного такого вида. И вот одна из них постоянно падала на вторую, ну та не выдержала и оттолкнула ее. Так вот после началось самое интересное – барышни вцепились друг другу в волосы, и давай дергать. В общем, водителю пришлось остановиться, дабы прекратить эту возню и не создавать аварийной ситуации, - рассказала "В городе" запорожанка Юлия.
ВОДИТЕЛЯМ ТОЖЕ НЕ СЛАДКО
Кстати, сами же водители утверждают, что всему есть разумное объяснение и пассажирам прежде всего стоит войти в положение водителя.
Водитель одного из запорожских маршрутов Сергей на условиях анонимности посетовал что никто не хочет понять – большинство водителей должны заработать определенную сумму – и развозить пенсионеров им не с руки.
- Если очень повезет, в день можно заработать 200-300 гривен. Маршрутчиков нанимает фирма, которая может давать машину в аренду, на ней ты и зарабатываешь, но большую часть отдаешь. Вот, к примеру, на некоторых маршрутах план – 400 гривен. Эти деньги ты должен заработать, чтобы отдать фирме, остальное, если заработаешь, твое. А я могу в день заработать и 50 гривен, и 200 – все зависит от того, в какой день работаешь, в какое время, на каком маршруте. И когда план "поднимают", иногда вообще ничего не заработаешь. У водителя есть "отмазка" – он говорит пенсионерам, что солярка дорогая, бензин, - подытожил он.
В тоже время сами перевозчика божатся, что со своими водителями профилактическую работу проводят, и требуют от них спокойствия на рабочем месте.
- Стоит учитывать, что наши водители составляют от общего числа всего 2-5%. Они официально трудоустроены, а потому с ними, безусловно, проводится профилактическая работа, ведутся беседы. Наши водители - это в основном люди за 40, а потому менее вспыльчивые. И все же если поступает жалоба, мы проводим разбирательство, а уже потом принимаем какие-либо меры. Сначала связываемся с человеком, который эту жалобу написал, водитель с руководителем едут к нему и общаются, если они находит общий язык - конфликт исчерпан, в другом случае - водитель получает выговор или штраф. Безусловно, стоит также смотреть на объективность жалобы - ведь салон маршрутки "заводится" в считанные минуты. Но, скажу вам так, работа ведется - за год одного водителя по подобной жалобе мы уволили, - рассказал "В городе" Валерий Глухенький - председатель правления ОАО "Автопарк".
КАК БОРОТЬСЯ С ХАМСТВОМ
И все же, если вам довелось столкнуться с хамством со стороны водителя и это стало последней каплей, то к кому же бежать? Кому жаловаться? Выход, оказывается, есть. Существует определенный отдел в управлении транспорта, который занимается нарушениями со стороны водителей.
Так, если водитель нахамил, непременно стоит обратиться к перевозчику, его координаты вы без труда сможете найти в салоне авто. Если это не помогает, стоит обратиться в управление транспорта.
Юрий Дроздов – начальник отдела контроля городского Управлении транспорта и связи - рассказал, что с подобными жалобами запорожцы могут обращаться в отдел Контроля.
- По таким нарушениям горожане могут обращаться к нам. В таком случае необходимо называть номер маршрута, номер автомобиля и дату. Только имея эту информацию, мы сможем помочь, - продолжил Юрий Дроздов.
Кстати, в запорожских маршрутках частенько отсутствует и карта маршрута, что является нарушением. За отсутствие карты предполагается административный штраф.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?
Отдел контроля городского управления транспорта и связи – 287-50-76.
Необходимо назвать номер автомобиля и маршрута, а также дату.
Кроме того, можно обратиться к перевозчикам, их номер можно найти в салоне маршрутки.