Запорожские села оказались в "коме"

"Остров…" побывал в запорожской глубинке, куда забыли провести газ и воду. Здесь умирает старшее поколение, спивается молодежь, и, за неимением других развлечений, девочки рожают детей в 16 лет.

Как-то раз российский журналист Юрий Панков решил провести отпуск не в Турции или  Хорватии, а в деревнях Сибири. Зачем он это сделал – неизвестно, но впечатлений от пережитого шока ему хватит надолго. Он написал в своих заметках, что, очутившись в российской глубинке – попал в 90-е годы, с их бандитизмом, безысходностью и расхищением народных ресурсов будущими олигархами. "Остров…" ознакомился с опытом российского коллеги и решил повторить его подвиг. Провести отпуск в Сибири мы не решились, но отважились посетить запорожские села с минимумом населения, дорог и социальных объектов.

Алкоголизм — тренд сезона

Административно территория Вольнянского района Запорожской области разделена на 19 сельских советов.  Численность населения – 48 тысяч человек, из них 31 тысяча – сельские жители. Здесь есть большие села с развитой инфраструктурой, которые можно причислить к ПГТ, а есть затерянные уголки, которые мы и намеревались посетить.

Поехав на северо-запад от Вольнянска, мы проехали череду деревушек, в которых глиняные дома вросли в землю, а заросли "вишняка" подступили к ним вплотную, заглядывая в окна, словно в Чернобыле. За все путешествие по трем деревням – Васильевке, Первозвановке, Шевченково - мы увидели не более 10 человек из местного населения – села словно вымерли.

В Шевченково мы чудом обнаружили живую душу - подошли к седовласому мужчине, который в своем дворе мирно пил чай из старой советской кружки в горошек.

- А кто живет в вашем селе? Пенсионеры?

- Жили. Старики умирают, молодежь жить в селе не хочет.

Школы в Шевченково нет. Ближайшая - находится в селе Кирова, в 6 км. Там же и  фельдшерский пункт. Из благ цивилизации здесь только электричество. Водопровода и газопровода нет. В каждом дворе селяне вырыли по колодцу. Есть два общественных колодца по краям населенного пункта. Мы заглянули в один из них – ведра не было, очевидно, каждый приходит со своим. В питьевой воде плавают мертвые пчелы и мошки – во времена построения адронного коллайдера здесь людям грозит холера и дизентерия, словно в Средневековье.

- Несколько лет назад один кандидат в депутаты Верховной рады пообещал нам провести воду, взял в совхозе больше 300 тысяч гривен, стал депутатом и забыл о нас – водопровод так и не провели. (Посреди села лежит груда ржавеющих труб, - авт). – рассказывает местный житель.

Разумеется, не все так плохо – если отвернуться от груды труб, не пить воду из колодца, решить, что колка дров полезна для здоровья, а бесперспективность и алкоголизм – тренд сезона – можно вдоволь насладиться прекрасной природой, вид на которую открывается с края села. Здесь чистый воздух, недалеко есть речка, в ней водится рыба. На этом вся местная радость заканчивается.
В селе в наличии один магазин. Это даже, скорее, ларек, а не магазин – хлеб в него не завозят, но есть пельмени и даже мороженое.

В ста метрах от магазина, посреди села – кладбище. Если вспомнить, что в центре населенного пункта всегда располагаются главные социально важные объекты – школа, больница, детский сад – кладбище, очевидно, в Шеченково – главный социальный объект и это весьма символично.

"Мажоры" на лошадях

Если в Шевченково есть хотя бы подобие магазина, то жителям Васильевки повезло куда меньше. Все блага цивилизации, включая продовольственные товары, клуб и медпункт, находятся в соседних селах. Конечно, сам поселок небольшой — домов на 40 от силы, но его жителям, как и всем нам, хочется иметь под рукой хотя бы лекарства и продукты первой необходимости. Самый распространенный транспорт здесь — старый-добрый велосипед "Украина". Местными "мажорами" считаются те, у кого есть лошадь, ведь на бричке куда сподручнее дотрястись до заветного Кирово за покупками. Тем же, у кого ни железного, ни настоящего коня нет, приходится тренировать ноги — на все про все около полутора часов пешей прогулки.

Несмотря на дневное время в Васильевке нам удалось встретить лишь небольшую группу подростков, возглавляемую молодой матерью, лет 16 от роду.

-        Как вам тут живется? Чего не хватает?

-        Магазина нет. Газа, воды тоже.

-        Как без воды?

-        Привозят, мы покупаем. Давно обещают провести, но что-то никак. Летом можно в речке искупаться, но только глубоко очень.

Как выяснилось в дальнейшей беседе медпункта в Васильевке тоже нет. Раз месяц в Кирово приезжают врачи, и записываться к ним на осмотр надо заранее. Если же человек тяжело заболел, вызывают скорую помощь. Вот только в экстренных случаях на нее особенно полагаться не стоит — приедет не раньше чем через полчаса.

-        А культурные события у вас какие-нибудь бывают?

-        Культурные? - удивляется наша собеседница. - Нет. В Кирово клуб был, но сейчас там проводятся концерты только раза три в год — на Новый год, например, или на 8-е марта.

За развлечениями жители Васильевки ездят в Запорожье. Маршрутки, к счастью, курсируют между селом и городом 3 раза в день. Кстати, для селян наш город — это практически рай.

-        В Запорожье, конечно, очень хорошо живется. Выйдешь — магазин на каждом углу, круглосуточные аптеки есть. Погулять можно, - мечтательно произносит молодая мама.

-        А работа в селе есть?

-        В Кирово в школе разве что, учителями. А так работы тут нигде нет.

В нашем разговоре еще не раз всплывали мечты о магазине и отоплении, чтоб зимой не дрова колоть, а у батареи греться. Вот такие нехитрые желания у жителей Васильевки, что находиться всего лишь в 20 километрах от Запорожья, который им представляется просто сказочным городом. И как в любой сказке есть злодей, так и в нашей истории возникает ряд вопросов к тем, кто называет себя "слугами народа", которые в отличие от тех, кому "прислуживают", разъезжают на дорогих автомобилях и живут в квартирах не только с отоплением, но и с другими удобствами далеко не первой необходимости.

Кстати говоря, мы пытались связаться с заместителем директора департамента агропромышленного развития облсовета Людмилой Щербиной. При чем в так называемый, приемный день. Только очевидно чиновница была настолько занята проблемами народа, что не смогла уделить журналистам время. Кстати говоря, место директора департамента, если верить официальному сайту областного совета, открыто. Поэтому, кто занимается проблемами селян в Запорожской области, кроме очень занятой Людмилы Щербины, для "Острова..." осталось загадкой. Как и для жителей Васильевки газопровод и магазин все еще остаются "чудесами" цивилизации.

Компетентно

Тарас Березовец, политтехнолог:

Пока в Украине не введена частная собственность на землю, существует огромный теневой рынок земли. Сейчас во многих областях, в том числе и в Запорожской, появились , так называемые, земельные бароны. Это люди, которые владеют сотнями и тысячами гектаров. В отдельных случаях земельные угодия доходят до размеров целого района. И это все теневая продажа. Люди накапливают эти резервы с целью дальнейшей перепродажи, когда будет введена частная собственность на землю. Продавать будут любому, кто предложит хорошую цену. Ключевые проблем селян сегодня это сдача земли в аренду по натуральному обмену, то есть расплачиваются за землю вырощенными продуктами. И, конечно, одна из главных проблем, то, что популяция молодежи уезжает в город. В селах остаются жители среднего и старшего возрастов. 

Алена Голота, Юлия Троцевич, "Остров Свободы"

Последние новости