Министерство образования и науки Украины утвердило важные изменения в порядок организации дистанционного обучения в условиях военного положения. Обновления касаются приказов №1112 от 7 августа 2024 года и №1115 от 8 сентября 2020 года. Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2025 года.
Эти изменения являются частью правительственной политики "Школа офлайн", направленной на обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех детей — независимо от того, где они находятся: на территориях, контролируемых правительством, временно оккупированных или за границей.
Решение МОН разработано на основе предложений общин, местных органов власти и результатов общественного обсуждения. Оно учитывает специфику приграничных и прифронтовых регионов и отвечает актуальным вызовам военного времени.
Что меняется для школ и родителей
Новые правила касаются организации дистанционного обучения в школах, в том числе — количества учеников в классах, формата учебного процесса и поддержки учителей. Ниже — главное, что нужно знать:
- Минимальное количество учеников в дистанционном классе — 20 человек; однако учредители учреждений могут уменьшить это количество:
- до 10 учеников — в школах на временно оккупированных, прифронтовых территориях, а также в сёлах и посёлках;
- до 15 учеников — в школах в других городах.
- Требования к численности учеников не распространяются на специализированные и специальные учреждения образования;
- Школа может работать дистанционно даже без всех параллелей классов — например, если отсутствует 7-й или 9-й класс;
- Каждый дистанционный класс будет обучаться по одной образовательной программе — это упростит работу учителя и позволит лучше учитывать потребности учеников из разных категорий;
- Дети за границей могут:
- посещать местную школу и параллельно изучать украиноведение (5–8 часов в неделю);
- обучаться полностью дистанционно в украинской школе, если не ходят в местную;
- выбирать индивидуальные формы — экстернат или семейное обучение.
- Дети на временно оккупированных территориях могут обучаться по форме педагогического патронажа — это индивидуальное обучение, адаптированное к условиям безопасности;
- Даже если в школе не открыт ни один класс, она может продолжить работу в формате патронажа — учителям будет оплачиваться работа с каждым учеником;
- Дети, выехавшие из зоны боевых действий, могут продолжать дистанционное обучение в своей школе без необходимости перевода в другой учебный заведении;
- Очное обучение остаётся приоритетом — если школа имеет укрытие и может обеспечить безопасность.
Кадровый резерв для поддержки учителей
МОН также запускает механизм кадрового резерва — временного трудоустройства учителей, которые могут остаться без нагрузки из-за изменений в формате обучения. Это касается педагогов из следующих областей: Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская, Сумская, Николаевская, Одесская, Харьковская, Херсонская и Черниговская.
В рамках резерва учителя смогут проходить обучение, получать среднюю заработную плату и сохранять свою квалификацию. Окончательное решение о создании резерва должен принять Кабинет Министров в ближайшее время.
Когда изменения вступят в силу
Все утверждённые обновления по дистанционному обучению начнут действовать с 1 сентября 2025 года. Новые правила позволят гибко реагировать на вызовы военного времени, создавая эффективные условия для продолжения обучения даже в самых сложных регионах.