Назад в прошлое: запорожской дамбе исполнилось 58 лет

Запорожская дамба отметила 58-летие. Фото: "Запорожье Онлайн"

На днях запорожской дамбе исполнилось 58 лет. Наверняка ваши дедушки и бабушки, а также родители помнили, как город соединили, построив дамбу.

Так, по словам запорожского краеведа Романа Акбаша, когда-то главный проспект Запорожья, а по факту и весь город, был разорван на две части. Даже легендарные эстрадные артисты Штепсель и Тарапунька загадывали зрителям такую загадку: - Вулиця, вулиця, а посередині – село. Що це? (Ответ: Запоріжжя).

До начала 60-х годов прошлого столетия Запорожье было разделено на две части глубокой балкой Капустянка, в которой до сих пор ютятся бывшие сельские хатки. А с тех пор, когда около ДнепроГЭСа появились первые дома шестого поселка, город разделился на две части: старый и новый, который разграничивали глинистые кручи балки. Часть города была соединена только вдоль трамвайной линии по современной улице Яценко.

Тогда на помощь был призван смелый замысел: для соединения частей Запорожья решили насыпать огромную дамбу и проложить по ней путепровод. Автором задумки стал молодой запорожский архитектор Николай Жариков.

Начало строительства было в марте 1959 года, когда строители пользовались лишь лопатами и тачками, ведь современной техники поначалу недоставало. Также дамбостроители трудились ногами, шествуя по дамбе дружными колоннами, чтобы трамбовать насыпи земли.

С мая 1959 над строительством дамбы работало уже 50 самосвалов. Каждый день им приходилось перевозить до полутора тысяч кубометров земли. Ее сравнивали и уплотняли уже три бульдозера, скрепер и катки. За сравнительно небольшой срок было перевезено и заложено в строительство более миллиона кубометров грунта.

- За время строительства было разработано, перевезено и уложено в сооружение более миллиона кубометров грунта. Объект был сдан на два года быстрее, чем было запланировано – как тогда говорили, "к 45-й годовщине Октября", – рассказал Акбаш.

Торжественное открытие магистрали проходило 5 ноября 1962 года. На митинге доложили, что участие в строительстве дамбы принимали практически все трудящиеся города. Одна только молодежь отработала на стройке более 50 тысяч человеко-часов.

Как сообщил на митинге председатель горисполкома Площенко, новому сооружению присвоено имя "магистраль Ленинского комсомола". В 2016 году имя поменяли – на "Вознесеновский узвоз". Впрочем, запорожцы чаще всего называют это сооружение просто "Дамба".

Отметим, что дамба, протяженностью в 2,1 километр, начинается от площади Пушкина и заканчивается улицей Гагарина.

Быть в курсе самых срочных новостей вы можете, подписавшись на наш канал Vgorode в Telegram,  на страницу в InstagramViber и группу в Facebook. Кроме того, вы можете подписаться на нашего Telegram-бота чтобы иметь простой доступ к основным рубрикам сайта. Также вы можете найти попутчиков или водителей в чате "Запорожье, подвези" или просто пообщаться на интересующие темы в Viber-чате.

Последние новости