Педагоги давно доказали, что все дети талантливы. Как распознать способности ребенка, раскрыть его талант? При том, что кроме генетики, важна среда, в которой воспитываются дети. Если родители играют в компьютерные игры – дети будут тоже играть. Если не читаете книги – то не ждите у детей любви к чтению, говорят психологи. Детей нужно любить, разговаривать с ними, играть – это аксиома. А если все время и силы забирает работа? Тогда для ребенка есть спасение от телевизора и улицы – всевозможные центры и клубы развития.
Для малышей чуть ли не с пеленок подойдут занятия по методике Марии Монтессори, рассказывает Ирина Бродская – руководитель клуба "Остров Почемучка". Девиз – "Помоги мне сделать это сам". Дети от нуля до 3 лет занимаются с мамами. У них нет уроков, нет столов, ребенок выбирает сам, чем заняться. Ему доступны краски и карандаши, материалы для лепки, развивающие игрушки. Опытные преподаватели следят, какую игровую зону выбирает малыш чаще всего, и делают вывод о его способностях. Они подскажут родителям, куда отдать ребенка дальше: например, на языковые курсы, или на рисование, музыку, на гимнастику. Цель занятий – научить родителей понимать ребенка.
Дети 3-6 лет занимаются уже самостоятельно. Кто-то начинает читать с 3 лет, кто с пяти. Но именно изучать буквы их не заставляют, только игрой вызывают интерес к ним. Монтессори советует не учить, а сохранять мотивацию и интерес к познанию на протяжении жизни. Интересно, что воспитание в развивающих центрах построено на создании благоприятной среды.
Дома тоже советуют создать развивающую среду: доступные краски и карандаши на столиках, полочки с развивающими играми, низкие вешалки, зеркала в прихожей. Свои тряпочки, веник, кастрюли, чтобы помогал на кухне.
Обязательно вешать фото, чтобы ребенок видел, как он растет. Вообще мотивировать делать все самостоятельно.
– Раннее развитие – не цель, а средство добиться успехов в различных направлениях, – акцентирует Бродская.
Когда детям интересно, они будут развиваться и учиться играя. Даже иностранные языки в игровой форме дети усваивают легко, поясняет Елена Яценко – учитель-методист, директор центра развития ребенка "Планета знаний":
– Если приготовить вкусный салат из знаний – дети его захотят. Если нет времени или возможности готовить вкусно – детям нечего съесть.
Изучение языков – это не цель, а средство развить ребенка вообще в методике Екатерины Мещеряковой. Играя и общаясь с ребятами в группе, ребенок и развивается, и изучает язык. Учить языки лучше с 3-4 лет, тогда вначале идет понимание, потом уже начнется проговаривание.
Вообще детских развивающих центров в Запорожье много, но прежде чем отдать туда своего ребенка, стоит сходить на пробное занятие, а на следующее утро спросить впечатления своего малыша, советует учитель.
– Нужно постараться увидеть, где дорога ребенка, даже если она не похожа на вашу, – делится опытом папа Бориса Минаева, занявшего 1-е место во Всеукраинском конкурсе научно-исследовательских работ учеников - членов Малой академии наук за изобретение электронного учебника по стереометрии (раздел геометрии) в 3D-формате. Сам он воспитывал своих сыновей по методике Никитиных, но учил больше личным примером, вместе решали задачки, читали книги. Но сколько людей – столько и личностей. Кто-то велик в математике, у другого могут быть золотые руки, и такой малыш ничем не хуже.
Главное для ребенка – любить его, отдавая свое время, заботу, внимание.