Журналист рассказал о случае в РОВД, а правозащитники его прокомментировали.
Случай в РОВД
По факту повреждения личного автомобиля неизвестным злоумышленником (на крышу бросили бутылку с высотного дома) журналист – главный редактор газеты "Мрия" Виталий Дзюба - обратился в милицию, в одно из РОВД Запорожья.
Однако, несмотря на "горячий" вызов, дежурный сказал, что наряд выехать не может, хотя место происшествия от РОВД находилось всего лишь в нескольких кварталах,инастоятельно попросил приехать в милицию самостоятельно. Журналист согласился.
По первым же "следственным действиям" стало ясно, что никто не будет искать злоумышленника, а фотографии поврежденной крыши автомобиля и составление протокола – это были формальности, которые могут пригодиться потом лишь при общении со страховой компанией. Время уже приближалось к полуночи, но в милиции заверили, что потребуется всего 10-15 минут, чтобы все оформить. Журналисту снова пришлось согласиться.
Процесс затянулся на гораздо большее время, однако самое интересное, что, собственно, и является предметом нашей темы, выяснилось в процессе составления протокола. Оперативник, заполняя протокол, задавал стандартные вопросы анкеты, и когда дошел до пункта "телефон", спросил: - У Вас есть телефон? Виталий ответил: "Да, конечно, пишите номер". Нооказалось, что просто номера недостаточно. Сотрудник милиции попросил личный телефон для осмотра. Кроме этого, попросил ПИН-код, а также изъял СИМ-карту. Свыше 15 минут в другой комнате с СИМ-картой производились какие-то процедуры, а, милиционеры пояснили, что с нее была скопирована вся контактная база данных и информация.
На вопрос журналиста о правомерности такой процедуры, в РОВД объяснили, что это обязательное мероприятие для всех граждан, которые взаимодействуют с органами милиции, вне зависимости от их статуса – проверяют телефоны заявителей, потерпевших, свидетелей, не говоря уже о подследственных и преступниках.
Милиционеры в РОВД утверждали, что телефон, в первую очередь, проверялся на розыск по базе IMEI (уникальный номер каждого аппарата – ред.), а контактная база в записной книжке на предмет связей с преступными элементами. Ну, если с проверкой самого телефонного аппарата на предмет его чистоты по номеру IMEI еще более менее понятно, то вот процедура по копированию телефонной базы вызвала много сомнений.
Для проверки, ворованный телефон или нет, достаточно посмотреть его IMEI-номер и сверить с базой. А сделать это можно даже, не изымая сам телефонный аппарат из рук владельца, а вот изъятие СИМ-карты и пока не совсем непонятные с ней процедуры – это заслуживало особого внимания, особенно, когда подобное проделывают с телефоном журналиста, которому по роду деятельности приходится общаться с широчайшим кругом лиц.
Правоохранители в РОВД убеждали Виталия, что по закону любой гражданин обязан предоставить свой телефон на такую проверку, а отказ равносилен неподчинению сотруднику органов. На недоумение журналиста и его просьбу ознакомиться с законодательной базой по данной процедуре, четкого и ясного ответа в тот вечер в милиции ему так и не предоставили. Оперативники лишь сообщили, что действуют в соответствии с некими внутренними инструкциями МВД.
Нарушаются ли права граждан Украины подобными "обязательными" процедурами? Куда же передаются собранные таким образом данные с личных телефонов граждан? Почему граждане обязаны предоставлять свои телефоны и контакты на подобные проверки? Как правоохранители устанавливают круг контактов? И, самое главное, как точно выясняют типы этих контактов? Ведь вполне может оказаться, что в вашем телефоне записан номер особо опасного преступника, но контактировали с ним вы случайно и лишь исключительно по каким-то бытовым вопросам, не зная, кем именно является этот человек. Вопросов, как видите, возникло достаточно много.
В связи с тем, что, профессиональных журналистов, весьма заинтересовал этот факт, коллеги Виталия Дзюбы решили узнать мнение запорожских правозащитников о правах доступа к личной информации граждан и разобрались в теме, попросив адвокатов и юристов оценить действия сотрудников запорожской милиции.
Об этом подробно можно почитать в газете "Мрия" N30 от 21 июля 2011 года.