Новость о том, что на реке Волга затонул теплоход "Булгария", лишив жизни 114 человек, облетела весь мир. Опережая внеплановые проверки, которые, скорее всего, захлестнут отечественное судоходство, мы выяснили, в каком состоянии находятся плавсредства в Запорожье.
Трагедия на реке Волге произошла 10 июля, когда российский теплоход, следовавший по маршруту Болгары-Казань, затонул возле населенного пункта Сюкеево Республики Татарстан. Эксперты уверены - всему виной перегруз.
Как это событие коснется Запорожья - пока сказать трудно. По информации местных компаний, которые предоставляют туристические экскурсии по Днепру, количество желающих поплавать вряд ли убавится. Стоимость билетов пока тоже не будет изменена - отправляясь в плавание на теплоходе вокруг острова Хортица, пассажиры по-прежнему будут платить за детский билет 20 гривен, а за взрослый - 50 гривен и выше, в зависимости от того, с какими привилегиями вы хотите рассекать воды Днепра.
Теплоход 30-летней выдержки
Стало известно, что после катастрофы теплохода "Булгария", будут проверены и все теплоходы Украины, возраст которых превышает 25 лет (возраст затонувшего судна превышал 50 лет). Предполагается, что данная проверка займет около месяца. Правда теплоходов такого же типа в Украине нет, а всего насчитывается 63 речных судов, которые плавают более 30 лет. С вопросом, ожидают ли массовые проверки Запорожье, мы обратились к Юрию Дроздову - начальнику управления транспортного обеспечения и связи запорожского горсовета.
- Проверками речного транспорта в основном занимается Речной регистр, специальная инстанция. Дополнительные проверки будут проводиться, но я думаю, что запорожские суда все-таки в нужном состоянии. Судов, которым за 50 лет у нас вряд ли имеется, но есть те, которым уже есть 30. Но теплоход – он как "коньяк" - если за ним регулярно ухаживать, следить за его состоянием и не уходить от проверок, то он может прослужить долгое время.
Хочется верить управленцу, пишет "", и тоже быть уверенным в том, что проверку пройдут лишь самые стойкие теплоходы, однако согласно сведениям о затонувшей "Булгарии", это судно тоже лелеяли, правда, в другом ключе. "Булгарию" оборудовали всем, чтобы оно предоставляло услуги класса "люкс", однако махнули рукой на преклонный возраст теплохода.
Битва за жилет
В компании "Речной трамвайчик" признаются, что перегружать теплоходы и не следить за их состоянием – им самим не выгодно.
- Я не могу сказать, есть ли в Запорожье "ровесники" "Булгарии", но мы стараемся за техническим состоянием своих теплоходов следить – мы ведь тоже совершаем на них плавание. Это безопасность и наша, и наших пассажиров.
Собеседница также сказала, что пока дополнительных проверок не было, потому что в рейс с момента катастрофы еще не выходили. Однако запорожцев, желающих прогуляться по Днепру, не убавилось. В компании считают, что, возможно, на затонувшем теплоходе было недостаточно спасательных жилетов: "В идеале, на таких судах, и в Запорожье тоже, обычно строго регулируется количество пассажирских мест и количество спасательных жилетов".
Капитан не виноват?
Интернет наполнен догадками о причине трагедии. Например, сервис LiveJournal провел опрос среди своих пользователей и блогеров (в русскоязычном сегменте их насчитывается более 5 миллионов человек). Согласно этому опросу, 62 процентов человек согласилось с тем, что главной причиной стало "всеобщее раздолбайство" или, по всей видимости, известная славянская халатность. А на втором месте в рейтинге виноватых оказался владелец теплохода. Капитана винят всего 4 процента пользователей.
Капитан запорожского теплохода "Олимпиец" Олег Якименко рассказал, что свое мнение о причине трагедии составил, когда прочитал комментарии очевидцев:
- Думаю дело не совсем в перегрузке. Насколько я понял, судно было накренено на 4 градуса еще до аварии. В крайнем случае, оно может быть накренено и до 10 градусов, но при условии, что закрыт иллюминатор. Возможно на "Булгарии" он был не закрыт и теплоход оказался залит водой. При этом судно маневрировало.
Несмотря на страшные подробности трагедии, капитан говорит, что среди запорожцев желающих воспользоваться услугами теплоходов и не убавилось, и не прибавилось.
- У людей банально нет на это денег (это уж точно, учитывая, что аренда теплохода стоит 1500 гривен в час за ходовое время – авт.). Что касается запорожских судов – да, есть старые, но это не причина того, что теплоход идет под воду. Судно регулярно обновляется, существуют проверки, которые обойти не так просто. У нас этим занимается Речной регистр - я считаю достаточно серьезная организация. И каждое судно должно получить официальное разрешение.