Водные гонщики
Яхтинг в Запорожье достаточно популярен. Об этом сообщил нам командор "Запорожского яхт-клуба" Игорь Косов.
- Яхтинг всегда привлекал и интересовал жителей Запорожья. Для сравнения: если пять лет назад в нашем клубе состояло всего 12 человек, то сегодня у нас уже 45 яхт, - отметил он.
При этом для членов "Запорожского яхт-клуба" яхтинг - это, в первую очередь, отдых, дальние походы, и только потом – спортивные состязания.
- У нас есть календарь соревнований - в этом году в нем запланировано восемь регат. Это не олимпийские соревнования - в клубе состоят крейсерные лодки, которые, в первую очередь предназначены для дальних походов. Наши соревнования скорее сравнимы с ситуацией, когда одному автомобилисту хочется погоняться с другим автомобилистом. Только мы гоняемся на яхтах, - отметил Игорь Косов.
Несмотря на то, что у нас регулярно проходят регаты и есть огромное количество яхтсменов, в Запорожье инфраструктура для яхтинга практически неразвита.
Многие яхты запорожцы делают своими руками. Фото: v-okeane.ru
- Как такового городского яхт-клуба со своей акваторией в Запорожье нет. Раньше при заводах (например, при "Кремнийполимере", при "Титано-магниевом заводе") были водные базы, в которых и размещался водный транспорт. Мы шесть лет назад базировались на "Радиоприборе". После того, как мы лишились этого места, мы попросились к Украинскому обществу охотников и рыболовов. У них есть лодочный причал – мы арендуем там место, которого, конечно, мало для 45 яхт, стеснены территорией, - посетовал глава яхт-клуба.
Морское равенство
Для истинных запорожских яхтсменов это "стеснение" помехой не становится. Как оказалось, для них не становится помехой даже отсутствие яхты. Не имея возможности приобрести дорогое плавсредство, запорожские умельцы мастерят их собственными руками. Поэтому 90 процентов яхт "Запорожского яхт-клуба" – "самострои".
- Фирменных построек у нас единицы. Вот такие ненормальные любители - полжизни строят, а потом плавают, - смеется Игорь Косов. - Вообще яхтинг – очень накладный вид спорта. Он всегда подразумевал под собой элиту. Но богатых любителей парусного спорта у нас мало. Нельзя, конечно, сказать, что среди нас одни пенсионеры или слесари с завода "Коммунар". Есть, конечно, и состоятельные люди. Например, я выполняю здесь общественную работу, которая является одной сплошной головной болью. При этом я сам – бизнесмен, хозяин фирмы, но в нашем яхт-клубе я об этом громко не кричу. Понять, что кто-то из членов нашего клуба имеет солидное финансовые положение, можно, увидев, на каких дорогих "Мерседесах" или джипах они подъезжают к пристани. Есть среди них и директора заводов, да и вообще не последние люди в городе. Однако в нашем яхт-клубе все равны, поэтому свои социальные статусы мы не афишируем. И не имеет значения депутат ты, или директор завода.
Кто-кто на яхте живет?
Дмитрий Позняк - основатель музея автомобильного клуба "Фаэтон" и директор строительной компании - уже 5 лет является обладателем катера. Использует его для прогулок по воде, для фотоохоты или рыбалки. Путешествует не только по Днепру: иногда выходит в Азовское море - в Кирилловку или в Приморск. Свое плавсредство он эксплуатирует не каждый день - использует его раз в 2-3 недели, и не считает эксплуатацию своего катера дорогим удовольствием.
Что касается инфраструктуры для полноценного отдыха на воде, то Дмитрий Позняк также отмечает, что удовлетворительной ее назвать сложно:
- Стоянок у нас достаточно. А вот чего не хватает, так это достаточного количества обслуживающего персонала и заправок, - рассказал бизнесмен.
Парусной яхтой владеет и Игорь Синепольский - полковник казацкой флотилии и член Рады старейшин запорожского казачества Запорожского казачества. На своей яхте он ходит не только по водам Днепра: несколько раз заплывал в Черное море.
- Правда, последние лет шесть яхтой я занимаюсь мало. Хотя вот очень хочу поплыть в Грецию. Ведь у меня есть сертифицированное право входить в воды Средиземного моря и Атлантического океана, - поделился мечтой Игорь Синепольский.
Также, по словам обслуживающего персонала одной из лодочных станций Запорожья, катер имеется у гендиректора "Запорожстали" Виталия Сацкого. Кроме того, по данным компетентного источника "Острова свободы", гендиректор "Мотор Сичи" Вячеслав Богуслаев для сотрудников завода содержит двухпалубный пароход, находящийся на балансе "Мотор Сичи", вместе с капитаном и командой.
Также на роскошной яхте неоднократно был замечен и даже запечатлен экс-губернатор Запорожской области Евгений Червоненко. Правда, экс-глава области факт наличия у него такого плавсредства отрицает с завидным упорством.
Подпольные яхты
Украинские продавцы яхт и катеров не в восторге от покупательского спроса, существующего среди украинских олигархов на такой товар. По их словам, в Украине редко кто покупает яхты, стоимость которых превышает 1 миллион долларов. А сейчас бизнес продавцов яхт и катеров и вовсе "затормозился". Основная причина - кризис, от которого отечественные политики и бизнесмены до сих пор не отошли.
- Вот, к примеру, в марте этого года мы представляли наш товар на киевской выставке яхт и катеров, - рассказал Егор Латышев - представитель одной из украинских фирм, занимающихся продажей яхт. – Наиболее дорогая из всех наших выставленных яхт – развивающая скорость до 55 километров в час, с двумя каютами и кожаной мебелью - стоила около 680 тысяч долларов. Люди только смотрели и не покупали. А ведь до кризиса мы продавали в год по четыре таких яхты! А вот сейчас их не берут вообще.
Егор Латышев также отметил, что до кризиса украинские миллионеры даже не торговались - если им нравился предложенный товар, они сразу же его покупали. При этом все же отдавали предпочтение не украинским фирмам-продавцам, а европейским.
- Самая дорогая яхта, которую мы продали за все время нашей работы, стоила 950 тысяч долларов, в то время как на Днепре можно увидеть яхты стоимость от 5 до 10 миллионов долларов. Но мы такие никогда не ввозили. Скорее всего, их приобретают в Европе, - рассказал он. – В среднем же украинцы покупают яхты за 400 тысяч евро.
Запорожская элита не афиширует наличие у нее яхт. Фото: v-okeane.ru
В целом продавцы отмечают, что у украинцев в последнее время сформировался более рациональный и практичный подход к покупке яхт и катеров, чем это было еще несколько лет назад. Если раньше покупатели с помощью яхт жаждали перещеголять своих конкурентов или партнеров по бизнесу и хотели "больше, дороже и красивее", то теперь они предъявляют четкие требования к будущему приобретению.
Как утверждают продавцы яхт, многие из отечественных плавсредств незарегистрированы.
- Наверное, наши бизнесмены не хотят светить доходы. К тому же содержать яхту за границей дешевле. У нас стоянка стоит тысячу долларов в месяц, а в Турции - 50 евро, - рассказал Иван Бойко -представитель одной из фирм, занимающихся плавсредствами.
Кстати, яхты украинских бизнесменов – не самые дорогие в мире. К примеру, таких яхт, как у российского миллиардера Романа Абрамовича - в Украине и вовсе нет. По словам продавца, это одна из самых больших яхт в частном владении.