Очень часто неосведомленностью граждан относительно их прав обращения к предприятиям, учреждениям, организациям пользуются несовестливые должностные лица, которые безосновательно отказываются принять на рассмотрение обращение или предоставляют неполную информацию, затягивая с предоставлением ответа. Об этом "В городе" сообщила Анна Вельможко – адвокат.
В связи с этим, отмечает она, очень важно всем знать свои права при реализации ими закрепленного и гарантированного статьей 34 Конституции Украины "Право человека на доступ к информации". При этом основным нормативно-правовым актом, который регулирует этот вопрос, является Закон Украины "Об обращении граждан", в соответствии с которым граждане Украины имеют право обратиться к органам государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, организаций, любых форм собственности в соответствии с их национальными обязательствами и замечаниями, жалобами и предложениями.
- Под обращением граждан следует понимать изложенное в письменной или устной форме предложения, замечания, заявление и жалобы. При этом я не советую обращаться в устной форме, потому что это лишает возможности подтвердить факт и содержание обращения в случае нарушения ваших прав и необходимости обжалования предоставленного вам ответа, что осложняет а иногда и вообще - делает невозможным осуществление защиты нарушенных прав, - отмечает Анна Вельможко.
По ее словам, обращение должно содержать такие данные: ФИО, полный адрес заявщика, изложенная суть поднятого вопроса, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть подписано заявителем с указанием даты.
- Оформленные надлежащим образом обращения подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Отказ в принятии обращения запрещается. Обращение может также быть отправлено почтой. Желательно – рекомендованным письмом с оповещением и описанием вложенного. Или оно также может быть передано лично или уполномоченное лицом - если эти полномочия оформлены в соответствии с законом, - пояснила адвокат.
Она добавила, что при личном обращении в письменной форме необходимо заранее подготовить копию обращения, на первом листе которой в соответствии с инструкцией с деловодством для граждан, по вашему требованию должностное лицо организации должно поставить штамп, на котором обозначено название организации, дата поступления и входной номер, и вернуть копию вам.
- Следует уточнить, что законом не допускается выяснение причин обращения и данных о человеке, которые не касаются этого обращения. Обращения рассматриваются и решаются в срок не более 1 месяца после поступления. А те, которые требуют дополнительного решения, неотложно, но не позднее, чем в течение 15 дней от дня их получения, - отметила Анна Вельможко.
Она подчеркнула, что рассмотрение обращений в обозначенном порядке является бесплатным. А решение об отказе в удовлетворении требований должно быть доведено до сведения заявщика в письменной форме с объяснением мотивов отказа, а также разъяснениями порядка обжалования принятого решения.
- На действующее решение организации вы имеете право подать жалобы в порядке подчиненности – высшему органу или должностному лицу, что, однако, не лишает гражданина права обратиться непосредственно в суд, - добавила эксперт.
Жалоба может быть подана, добавила она, на протяжении одного года с момента принятия, но не позже 1 месяца со времени ознакомления человека с принятым решением. А обращение в суд – в срок, предусмотренный законодательством Украины. Также можно обратиться в прокуратуру.
tify"> Порядок осуществления на обеспечения права каждого на доступ к информации, которая находится во владении субъектов полномочий, также определен Законом Украины "О доступе к информации", вступившим в действие 9 мая 2011 года. Согласно документу, субъектами властных полномочий являются органы государственной власти, местного самоуправления, пенсионного фонда Украины и другие:
- Для получения необходимой информации нужно оформить информационный запрос, который может подаваться в устной, письменной или другой форме без объяснения причины подачи заявления. Письменный запрос может подаваться в свободной форме, но должен вмещать в себя: имя того, кто оформляет запрос, почтовый адрес или номер электронной почты, а также номер средства связи, если такой есть. Общий запрос информации, подпись и дату в письменной форме. Ответ на запрос должен быть предоставлен не позже, чем через 5 дней после получения запроса.
В случае, если запрос касается предоставления большого объема информации и требует длительного поиска информации, то срок предоставления ответа может быть продолжен до 20 дней. Но о продлении срока запрашиваемый должен быть оповещен письменно не позднее, чем через 5 дней со дня получения запроса. При этом отказ в доступе к информации может быть обжалован в высшем органе или в суде.
- Знайте о своих правах, уверенно и настойчиво требуйте их выполнения. И в любом случае залогом вашего успеха будет своевременное обращение за квалифицированной помощью, - подытожила адвокат.
Напомним, советы даются специалистами в рамках проекта "Правозащитник года". Ранее наши читатели узнали, кто такой нотариус, как не попасться на уловки ГАИ, что делать, если Вас вызвали в милицию, и многое другое. Ознакомиться со всеми советами специалистов можно здесь>>>.