"Безопасность – дело рук самих прохожих"
В минувшую субботу в Харьковском аэропорту во время выполнения работ рухнул на землю автокран. Двух монтажников, находившихся в кабине подъемника, снесло упавшей стрелой, рабочие погибли.
Сегодня только в Запорожье насчитывается не одна тысяча подъемных кранов и автоподъемников. И хотя в госгорпромнадзоре Запорожья утверждают, что подобных случаев за последние годы у нас не случалось, трагедия моментально перевела вопрос безопасности наших строек в злободневный.
Крановщики с опытом рассказывают, мол, упасть кран мог по нескольким причинам. Во-первых, из-за неправильной эксплуатации: резко остановили стрелу при переносе груза. Второй причиной могла стать неверная установка опоры.
В то же время утверждать, что подобный инцидент не может произойти с любым другим подъемником в Запорожье, не берется никто. В территориальном управлении госпромнадзора говорят, мол, все аналогичные устройства должны периодически проверяться, но это происходит только в том случае, если конструкции зарегистрированы.
- При запуске каждый кран должен пройти технический осмотр и только после разрешения проверяющего инспектора он вводится в эксплуатацию, - говорит пресс-секретарь территориального отделения госгорпромнадзора по Запорожской области Мария Семеняга. – Промежуток между проведением проверок зависит от разновидности устройства, в большинстве случаев это происходит каждые 3 месяца. Но проверяющие инспектора отвечают за множество объектов и сооружений, в том числе и лифты, а потому подобные проверки проводятся в лучшем случае раз в год.
Однако в случае недосмотра служащих пострадать могут не только те, кто работает на высотных объектах, но и те, кто живет рядом или попросту проходит мимо.
Харьковский - не первый упавший кран
Недоверие сегодня могут вызывать не только неполноценные проверки госслужб, но и не соблюдение застройщиком требований проекта, их недобросовестное отношение к степени опасности.
- Основная проблема заключается в том, что большинство использующихся сейчас подъемных кранов бэушные, они затасканы. Многие работают без узаконенных техусловий. А руководители предприятий, проводя тендеры, диктуют такие цены, при которых изготовить новый качественный кран нереально. Вот и получается, что на строительных площадках и заводах стоят старые ржавые и по десятому кругу ремонтированные машины, - рассказывает директор строительно-монтажной компании, занимающейся изготовлением кранов, Юлий Гаврилов. – Именно поэтому и случаются подобные трагедии. И харьковская, кстати, далеко не первая.
По мнению управленца, избежать несчастных инцидентов можно только при введении единых и четких стандартов на сроки эксплуатации, своевременных проверок и введении единого списка предпринимателей-изготовителей, пишет kp.ua.
- У нас в законодательстве нет четко прописанных стандартов, они размыты и имеют обходные пути. Вот ими и пользуются, - говорит Юлий Александрович. – На каждый строительный кран должен быть ограничен срок эксплуатации и свыше этого срока он работать не должен, даже если большую часть времени он простоял без дела и внешне хорошо выглядит. И никаких ремонтов! Есть такое понятие, как усталость металла, еще он может быть гнилой внутри. И, конечно, ввести жесткий контроль по всем этим пунктам.
Сегодня в госгорпромстандарте советуют самостоятельно заботиться о собственной безопасности и, несмотря на установленные заборы вокруг строительных площадок, обходить объекты с кранами стороной.
Не боитесь ли проходить мимо стройплощадок?
Александр, менеджер:
- Как говорил Воланд в "Мастере и Маргарите": "Кирпич просто так не падает". Больше всего сейчас я боюсь жить в этой стране с ее политиками… А вообще, лишняя осторожность никогда не помешает и подобные опасные объекты лучше обойти стороной. А вот на высоте я вряд ли смог работать.
Дмитрий, предприниматель:
- Скорее остерегаюсь и обхожу. Получить травму вероятность есть и у обычного дома, а уж на стройке, так тем более. Так что стараюсь не заходить в пределы строек и даже не хожу под окнами домов.
Елена, домохозяйка:
- Боюсь, всегда стараюсь обойти, если это возможно. Зная, как соблюдается техника безопасности на некоторых производствах, ничему не удивляюсь. В большинстве случаев виной трагедий является человеческий фактор. А чужим людям я свою жизнь не доверяю. И потому, чтоб моя жизнь и события в ней максимально зависели от меня, избегаю потенциально опасных мест.
Татьяна, рекламный агент:
- Нет. Думаю, что если принимать во внимание все происходящее: аварии, терроризм, последний произошедший взрыв в Минске, катастрофы в Японии, некачественные продукты питания и т.д, то от страха можно будет вообще не выходить из дому. Я считаю, что этим людям просто не повезло и самое страшное, таких много...