Украина отметила первую годовщину Революции достоинства, подводя ее итоги, вспоминая участников и заново осмысливая произошедшие события. Каким был запорожский Майдан, как он изменил жизнь в регионе? - об этом "Индустриалке" рассказывает прокурор Запорожской области Александр Шацкий.
Запорожье. 13 апреля 2014 года. Прокурор области Александр Шацкий призывает лидеров противостояния на Аллее Славы увести людей. "Люди пришли убивать", - так Александр Шацкий тогда прокомментировал "митинг под яичным дождем"
- Александр Леонидович, была ли у запорожского Майдана своя особенность? Как все начиналось?
- Конечно, была. В Запорожье протестные акции начались еще 27 сентября, когда немногочисленная группа общественников и активистов пришла к обладминистрации с требованиями наказать по закону запорожского "смотрящего", отстранить от должностей городского голову Запорожья и губернатора, которые допустили подобный беспредел. Ведь именно у нас ярче, чем в других регионах страны проявилось такое позорное явление, как подмена государственной власти криминальной, их сращивание и назначение "смотрящих".
Эти выступления активистов стали еженедельными. А после резкого отказа официальной власти от евроинтеграции к первым митингующим присоединилась молодежь, на площадь стали приходить сотни сознательных горожан. В результате 26 января прошлого года возле облгосадминистрации собралось несколько тысяч запорожцев, готовых отстаивать свои права и зачатки гражданского общества, появившиеся в Украине.
Все мы помним, чем закончился этот день – кровавым разгоном, ставшим позором для запорожской земли. Около 500 сотрудников милиции и сотни "титушек" (их в Запорожье до сих пор чаще называют "пеклушками") жестоко избивали протестующих, невзирая на их возраст, пол. Хотя должен отметить, что некоторые милиционеры остались верны присяге защищать народ – позже следствие установило, что отдельные сотрудники милиции пытались защитить людей, нейтрализовать "титушек".
Все события того кровавого воскресенья нашли свое отражение в материалах криминального производства, открытого прокуратурой по факту организации массовых беспорядков.
- Насколько сложным было досудебное расследование этого дела?
- Прежде всего, хочу отметить два момента. Во-первых, главной целью прокурорского следствия было не наказывать так называемых "стрелочников", а установить и привлечь к ответственности организаторов разгона Майдана. И второе. Следователям прокуратуры пришлось восстанавливать с нуля доказательную базу по делу, фактически уничтоженную предыдущим руководством милиции и СБУ в области.
В результате в ходе следствия была проделана колоссальная работа: установлено и допрошено более 600 участников событий, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Проведены необходимые экспертизы со всеми потерпевшими. Огромную помощь следствию оказали запорожские журналисты, которые предоставили фото- и видеосвидетельства с места событий.
Площадь перед облгосадминистрацией. Вечер 26 января 2014 года. Эти митингующие вскоре будут разогнаны.
К чести наших следователей, мы первыми в Украине завершили расследование по Майдану и направили в суд обвинительный акт по ч.2 ст. 28, ч.1 ст. 294 УК Украины (организация массовых беспорядков, совершенная по предварительному сговору группой лиц). Напомню, что подозреваемыми по этому делу являются первые лица региона: экс-губернатор, председатель областного совета и бывший начальник милиции области. Кстати, запорожский экс-губернатор был госслужащим 1-й категории, он один из двух чиновников такого ранга, которых в Украине в прошлом году привлекли к уголовной ответственности.
К сожалению, нам не удалось добавить приставку "экс" к должности главы облсовета. Прокуратура пошла единственным законным путем - обратилась в суд с ходатайством о его отстранении с должности до окончательного решения суда. Но и Орджоникидзевский райсуд, и апелляционный суд области нам отказал. Была еще одна возможность – решение об отстранении главы могла принять сессия областного совета. Однако депутаты этого созыва даже не стали выносить такой вопрос на повестку дня.
Что касается бывшего начальника главка милиции, он по прежнему находится в розыске, поскольку сбежал из Запорожья задолго до окончания расследования.
- Сейчас это дело слушается в суде?
- Да, хотя у него непростая судьба. Вы знаете, что слушания проходят в Кировограде, за 350 километров от места событий, несмотря на наши усилия вернуть его в Запорожье. Прокуратура обращалась с таким ходатайством, но, к сожалению, суды всех инстанций, включая Высший спецсуд, нам отказали.
И все же слушания продолжаются, во многом благодаря активной позиции запорожцев – участников процесса. Судом уже допрошены все потерпевшие, продолжаются допросы свидетелей. По моей информации, коллегия судей Кировского райсуда г. Кировограда приняла решение
с марта продолжать заседания еженедельно. Так что думаю, что приговоры организаторам разгона запорожского Майдана уже не за горами.
- Александр Леонидович, в Запорожье ведь были и другие события, связанные с Революцией достоинства…
- Да, это разгон митинга возле воинской части 3033. Тогда сотрудники милиции не просто разогнали мирных протестующих, но и доставили самых активных участников в Коммунарский райотдел милиции. А там несколько часов издевались над патриотами, заковав их в наручники и одев на головы мешки.
Расследование установило, что руководил незаконными действиями милиционеров заместитель начальника райотдела. Ему было предъявлено подозрение в превышении власти и служебных полномочий, которые сопровождались насилием (ч.2 ст.365 УК Украины). Это уголовное производство было направлено в суд в июле прошлого года. И, насколько я знаю, судебное рассмотрение близко к окончанию, скоро мы услышим приговор.
- Александр Леонидович, на Ваш взгляд, у запорожского Майдана есть другие итоги, кроме озвученных Вами уголовных дел?
- Весь год запорожская прокуратура вместе с другими правоохранительными органами занимается тем, что после развала института "смотрящих" наводит законный порядок в области. Прежде всего, расследовали и направили в суд материалы по организованной преступной группе, которую возглавлял непосредственно "смотрящий". И хотя главарь находится в розыске, сейчас на скамье подсудимых его подельники – бывший депутат Запорожского горсовета Б. и представитель силовой части группировки Г. Им предъявлено обвинение в вымогательствах денег в особо крупных размерах у руководителей коммерческих предприятий города и области, совершенных с угрозой применения насилия (ч.2, ч.4 ст.189 УК Украины).
В суд также направлены обвинительные акты в отношении бывших руководителей нескольких коммунальных предприятий Запорожья – "Водоканала", "Теплосетей", КП "Запорожрынок". Общими усилиями эти горе-руководители обворовали запорожскую общину на десятки миллионов гривен. Только по "Теплосетям" установленная сумма ущерба – 12 миллионов. Проверки, инициированные прокуратурой в сфере городских пассажироперевозок, закончились открытием уголовного производства и арестом начальника управления по вопросам транспортного обеспечения и связи горисполкома Д. Сейчас это дело расследуется милицией, и следствие продолжает выявлять нарушения закона в сфере городского транспортного хозяйства.
За год в области привлекли к уголовной ответственности 62 коррупционеров, в том числе 32 – за получение неправомерной выгоды. Совсем недавно реальный срок получил бывший начальник УКСа облгосадминистрации, который вымогал 80 тысяч гривен с подрядчика за продолжение бюджетного финансирования стройки. Сейчас суд рассматривает материалы в отношении депутата Бердянского горсовета. Его обвиняют в получении 1100 долларов США за позитивное решение вопроса об отведении земельных участков под объектами недвижимости. Кстати, на словах этот депутат слыл в городе пламенным борцом с коррупцией…
В 2014 году в области наблюдалась стойкая тенденция к росту долгов по зарплате, и органы прокуратуры немало поработали, чтобы вернуть запорожцам их кровные деньги. После вмешательства прокуроров жителям области вернули более 23 миллионов гривен долгов. К слову, после ликвидации так называемого прокурорского общего надзора цифра зарплатных долгов в области снова существенно увеличилась.
В прошлом году мы начали наводить порядок в земельных вопросах. Например, через суд вернули в собственность государства земли так называемого запорожского Межигорья - более 12 гектаров Разумовского леса, которые были незаконно переданы в частные руки. А всего по "земельным" искам прокуратуры государству вернули более 4 тысяч гектаров разбазаренных земель, стоимость которых оценивается почти в 530 миллионов гривен.
Работы сделано много, а впереди еще больше. И сейчас в работе у правоохранительных органов области остаются десятки производств по фактам нарушения закона представителями прежней власти, которые не смогли или не захотели честно трудиться на благо нашего края. Сегодня я могу твердо обещать запорожцам – по каждому из этих дел будут приняты законные решения, а все виновные понесут заслуженную кару.