Владыка Лука: "Храмов в Запорожье катастрофически не хватает"

В своем интервью Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука оценил уровень духовности запорожского населения и рассказал о тесном сотрудничестве религии и науки.

- Как вы оцениваете уровень духовного развития запорожского населения?
- Смотря с чем сравнивать. Когда я был священнослужителем в Донецке, очень много людей приходили в храм. Могу говорить о Сумщине, где регион очень бедный, но в то же время люди ходят в храм. А у нас намного меньше людей ходят в церковь, но есть одно большое "но": если двадцать лет назад в Донецкой области было 56 приходов, а на Сумщине сохранились храмы 18-19 веков, то на всю Запорожскую область было всего восемь храмов. И это на два с половиной миллиона человек! Оценить уровень духовности населения я пока не могу, но могу сказать точно - у нас есть над чем работать.
- Планируется ли открывать новые храмы и новые воскресные школы в городе?
- Конечно, мы планируем открывать новые воскресные школы и церкви, так как храмов у нас в городе катастрофически не хватает, но это все зависит от того, найдется ли добрый человек, который поможет построить его. Здесь одних планов недостаточно.

Про религию и науку

- Вы работаете в медицинском университете, как вам удается совмещать религию и науку?
- Я как раз преподаю биоэтику. Это предмет, который совмещает религию и науку. Эта наука затрагивает вопросы взаимоотношений между врачом и пациентом и отношения медицины и этики к определенным медицинским вопросам. В частности, сейчас стали бурно обсуждаться вопросы, касающиеся трансплантации, отношения к аборту и эвтаназии. Это те злободневные темы, на которые медицина с научной точки зрения может дать ответ, а вот с этической - не всегда. Не всегда все то, что признается медициной, может признаваться этикой, не говоря уже о религиозной этике. Поэтому, имея диплом медицинского университета, я стараюсь это совместить. Есть замечательная книга святителя Луки Крымского, моего небесного покровителя, в которой говорится о том, что наука и религия не могут существовать раздельно. Там есть такие слова: "Религия является светом для науки".
- Как церковь относится к трансплантологии?
- Относится положительно, потому что это метод, который позволяет продлевать жизнь человека. Почему этот вопрос стал активно обсуждаться? Потому что в мире в основном все пересадки делаются за счет трупного материала, то есть погибает человек, и у него изымают орган. Здесь наука и этика очень взаимосвязаны. Церковь дает свою оценку происходящим процессам, а то, что человек умер и пожертвовал свой орган для спасения другого человека, является добрым поступком. Ведь нет выше подвига, чем душу свою отдать ближнему своему. Поэтому мы к этому относимся положительно. Но покойный все равно требует уважения к себе, а если мы не будем уважать погибших, то вскоре не будем уважать и живых людей.

Как врач стал Владыкой

- Как вы, студент-медик, решили стать священником?
- Я познакомился со священнослужителем, который стал моим духовником. Он подарил мне книгу, которая выходила в самиздате, и я с упоением прочитал эту книгу. Но все равно хотел учиться в медицинском и стать хирургом. Я ухаживал за своим духовником, и его пришел проведать владыка Илларион (управляющий Донецкой епархии, — авт.). Он спросил у меня: "Вы врач?" Я ответил, что пока еще студент, и он пригласил к нему на прием. Я пришел, и он задал мне вопрос: "Вы не желаете пойти по другому пути?" Я сначала задумался, ведь все шесть лет я учился, был студентом, три кафедры меня приглашали преподавать. Затем ситуация повторилась, и я спросил совета у своего духовника, он ответил: "Не ты же идешь просить, а тебя приглашают, прими это как волю Божью".
Позже мне сообщили, что одна крупная клиника собирается построить храм и они хотят, чтобы священником там был врач, и мне предложили там стать священником. Вот так я пошел служить в церковь.
- Какое сейчас молодое поколение священнослужителей?
- Здесь нужно сравнивать с другими поколениями священников. Например, старые священно­служители, которые пережили советскую власть, образованные, культурные, но все равно отпечаток та власть на них оставила.
Но есть небольшая прослойка священников, которые, как только пришли в церковь, закончили свое развитие и не хотят учиться дальше. В основном все эти священники были во времена перестройки. Мне пришлось преподавать в Киевской духовной семинарии, и сейчас молодые ребята готовы служить и общаться современным языком с людьми. Также появилось большое количество литературы, как полезной, так и наоборот. Им нужно стимулировать себя к развитию, ведь им придется давать советы и помогать людям.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Церковь призвала не изымать органы запорожцев без их согласия

Адресная помощь

- Бывает, что человек внутри чувствует себя верующим, но в храм не ходит. Что бы вы посоветовали ему?
- Могу посоветовать только одно - найти свой путь к Богу. В таких случаях я привожу пример, связанный с сатаной, — он помогал Богу, видел его, но несмотря на это, стал дьяволом. Нужно человеку показать, что он любит и верит в Бога.
- Как вы относитесь к людям, которые просят милостыню у церкви?
- Я за адресную помощь. Как правило, мы стараемся помочь не кому-то одному. Например, покупаем оборудование больницам. Помогайте тем, кому ваша помощь больше всего нужна. Как известно, выходило много репортажей, в которых рассказывалось про бизнес попрошаек. Бог судья таким людям.
- Как складываются отношения с представителями религиозных меньшинств?
- Мы не враждуем, у нас гладкие отношения. И мы не собираемся ни с кем воевать.
- Что бы вы пожелали нашим читателям?
- Чтоб Господь нас никогда не оставлял.
По материалам "Острова Свободы", Анатолий Остапенко

Последние новости