Церковь призвала не изымать органы запорожцев без их согласия

Возвание на эту тему написал архиепископ Запорожский и мелитопольский Украинской православной церкви Лука.

Архиепископ Лука

Только прижизненное согласие человека на донорство или соответствующее решение его родных после его смерти позволяет медикам "отбирать" его органы. Такой принцип, так называемой "презумции несогласия", действует сейчас в Украине. Он, отмечает архиепископ Лука (кстати, медик по образованию), сейчас подвергается нападкам и его предлагают заменить на другой принцип - так называемую презумцию согласия. Она подразумевает, что каждый гражданин является потенциальным донором, если при своей жизни он четко не заявил обратного, т.е. не отверг возможность забора его органов после смерти.

- Развитие трансплантологии в Украине возможно только на основе добровольного прижизненного согласия донора. Продлению жизни человека служит осознанная, а не предполагаемая, воля другого человека спасти чужую жизнь. Именно такая нравственная воля, отражаясь в гражданском законодательстве, может стать преградой на пути не только к предполагаемым, но и к реальным нравственным и юридическим преступлениям, - отмечает церковнослужитель.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Архиепископ Лука требует запретить книгу об искусстве за "пропаганду гомосексуализма"

Также представитель церкви выдвигает и нравственные доводы в пользу презумции несогласия:

"В христианстве мертвое тело остается пространством личности. Почтение к умершему непосредственно связано с уважением к живущему. Утрата почтения к умершему, в частности, нанесение повреждений телу, влечет за собой потерю уважения к живущему. Прагматическое использование трупов в медицине, как правило, влечет за собой усиление потребительского отношения к человеку. Лишь только в презумпции несогласия существует реальный механизм противостояния этому.

Поэтому с точки зрения религиозной этики, реализации прав человека, из позиций системного медико-правового восприятия трансплантологии и моральной оценки именно презумпция несогласия позволяет:

- более всего учесть волю человека;

- качественнее осуществлять защиту прав и законных интересов граждан при предоставлении медицинской помощи;

- максимально соблюдать и защищать фундаментальное право человека на свободу и добровольное определения судьбы своего физического тела после смерти;

- создать условия для предоставления исключительного права лицу или его родственникам на определение судьбы своего физического тела;

- обеспечить охрану телесной неприкосновенности после смерти человека;

- усилить веру человека в достойное отношение к его телу после смерти.

- снизить потенциальную возможность криминализации этой отрасли медицины;

- освободить врача от психо-эмоциональных перегрузок, связанных с совершением этически некорректных (в частности, насильственных) действий. Это особенно значимо для личности врача, так как известно, что человек, совершающий действие, противоречащее традиционным нормам морали, неизбежно подвергает себя риску. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лишь треть запорожских школьников здоровы

Последние новости