Вчера в Запорожье состоялся достаточно необычный для нашего города концерт - концерт экспериментальной музыки, которую играли норвежец Sindre Bjerga и украинец Edward Sol. Концертом в Запорожье музыканты, которые в жизни являются друзьями, открыли свой тур по пяти городам Украины – Запорожье, Днепропетровск, Тернополь, Черновцы и Львов.
Edward Sol весь свой 30-минутный сет был сосредоточен только на музыке.
- С одной стороны, мы совершенно независимые друг от друга музыканты, а с другой, у нас очень похожие вкусы, идеи, взгляды на многие вещи, поэтому, как мне кажется, дуэт для тура получился очень хороший, - говорит Edward Sol, которого в жизни зовут Эдуардом.
Музыкальные инструменты Эдуарда больше похожи на запчасти к машине времени.
Концерт прошел в небольшом помещении в галерее Lenin, а наша беседа с Эдуардом – за десять минут до начала. При этом никаких музыкальных инструментов, в традиционном понимании этого слова, нигде не было видно. Это если не считать стола в углу у окна и приборов с проводками, больше напоминающие запчасти к машине времени, чем музыкальные инструменты.
Иногда с Эдуарда на аппаратуру капали капельки пота.
- Я использую в своей музыке разные шумовые элементы, которые производятся с помощью преобразователей звука, кассетных магнитофонов, самодельных инсталляторов и прочей ерунды, - рассказывает Эдуард. – Это музыка абсолютно свободных людей. Она оперирует к образному мышлению, к ассоциациям. Каждый слышит в ней свою историю. И для меня все мои пьесы и произведения – это звуковые истории, которые производятся вот в таком сжатом виде.
Edward Sol говорит, что в его музыке - его истории.
По его словам, это не выдуманные истории, в основном, всегда они связаны с его личным опытом, чаще – это воспоминания из детства или какие-то конкретные события, которые происходят сейчас.
- Иногда это истории о людях или животных, с которыми у меня что-то связано. Это могут быть темные или светлые истории. Конечно, Вы не можете так хорошо знать меня и дешифровывать те символы, которые значат для меня вполне конкретные вещи, не можете прочитать именно мою историю, но на интуитивном и образном уровне Вы вполне можете ее переложить на что-то похожее в своей жизни или на то, что имеет отношение к Вам. Тогда Вы станете моим соавтором, и это станет частью Вашей истории тоже, - подчеркнул музыкант.
Один парень в зале явно ловил кайф от всего происходящего.
На концерт пришло человек 12, и непонятно, действительно ли все они любят экспериментальную музыку, или это просто знакомые знакомых хозяина галереи и ее сотрудников. Если судить по лицам (правда, им верить можно далеко не всегда) зрители были сосредоточены и внимательны. Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что кайф от происходящего ловил только один парень – он сидел на полу, прислонившись к стене, и слушал музыку с закрытыми глазами.
Sindre Bjerga - норвежский музыкант.
О самой музыке говорить сложно. Неподготовленному слушателю тяжело даже просто привыкнуть к мысли, что вот это и есть музыка. Звуки, которые, постоянно что-то подкручивая на своих "инструментах", воспроизводил Edward Sol, были похожи на рычание зверей, гул машин, шум леса ночью, плеск воды и шепот чьих-то голосов. Сначала это удивляет и кажется странным, а потом ты вдруг понимаешь, что уже переживаешь свою историю, связанную с этими звуками, и они рождают в тебе образы и вызывают из памяти воспоминания, а значит, то, о чем говорил Эдуард, - действительно правда, и его искусство работает.
Музыка Sindre Bjerga навевает воспоминания о детстве.
На протяжении всего получасового сета Эдуард так и стоял, склонившись над своей аппаратурой, и иногда казалось, что с него падают капельки пота или это просто обман зрения. Но когда он закончил играть и выпрямился в полный рост, оказалось, что вся его рубашка защитного цвета – полностью мокрая, и это впечатлило.
Музыка Sindre Bjerga – похожая, но все же другая. Когда играет он, вспоминаешь себя маленьким ребенком, который слышит звуки кажущейся огромной квартиры родителей - вот капает вода из крана, вот приглушенные голоса соседей, вот - скрип половицы и шум от проектора, на котором раньше смотрели кино.
Вряд ли такую музыку можно слушать дома на дисках и вряд ли ее вообще можно слушать долго, но то, что после нее осталось ощущение прикосновения к искусству, - это правда.