На старинных якорях, поднятых со дна Днепра, обнаружили сибирские клейма

Археологи рассказали, как происходит процесс реставрации якорей Днепровской флотилии, которые сейчас находятся в ангаре на южной Хортице.

Фото: Константин Кулаков.

Минувшим летом запорожские гидроархеологи подняли со дна Старого Днепра 21 якорь, которые принадлежали кораблям Днепровской флотилии. Она в 1735-1739 годах несла свою боевую вахту у самого большого острова Днепра, участвуя в очередной российско-турецкой войне. Большинство из поднятых якорей использовали на брандвахте - кораблях, которыми преграждали течение Днепра, дабы не допустить проход вражеских суден. После извлечения из воды якоря попали на реставрацию в ангар, где уже находятся после поднятия из речных глубин восставленные казацкая чайка, бригантина и байдак. О том, как происходит процесс реставрации якорей Vgorode.ua рассказал заведующий отделом охраны памятников и археологии Национального заповедника "Хортица" Дмитрий Кобалия.

- Был поднят 21 якорь с "кусочком", потому что мы еще подняли большой рым (металлическое кольцо на якоре - ред.) с фрагментом двулапого якоря. После подъема они все были доставлены на Хортицу, в реставрационный ангар, где через месяц началась их постепенная, плановая реставрация, - рассказывает Дмитрий. - Любая реставрация, будь-то картины, иконы или якоря, начинается с очистки старых напластований. А на таких предметах, которые находятся в воде, очень большой слой напластований-оксидов, которые склеиваются с песком. Зачастую, очень сложно его снять, потому что он очень плотный и можно повредить поверхность якоря, но убирать напластования, в любом случае, надо. Сейчас процесс очистки еще продолжается. В данный момент, очищено 16 якорей из 21-го. До Нового года, я думаю, мы их все почистим.

Один из якорей, поднятых со дна Днепра

- Что было обнаружено в процессе реставрации?

- Кое-где на якорях сохранилась "родная" поверхность - она гладкая, блестящая. Небольшие фрагменты такой поверхности есть и это очень хорошо. Сохранилось, как мы и ожидали, большое количество клейм. Пока еще мы не занимались подробно клеймами (эта работа запланирована на следующий год - ред.), но уже сейчас можно сказать, что есть клейма сибирские, ладожские. После того, как якоря будут очищены, они будут пропитаны "Томаком" и химикатами, которые противодействуют  ржавению якорей. Затем они, скорее всего, будут обработаны "Полароидом" - составом, который будет их оберегать от дальнейшего разрушения.

Одно из клейм. Возможно, оно обозначает вес якоря в пудах или фунтах

- Расскажите подробнее, как происходит процесс реставрации якорей и какие методы для этого используют?

- Не смотря на то, что 21-й век на дворе, самым надежным методом очистки считается ручной. В реставрации нет ничего более тонкого и чуткого, чем руки реставратора. Ручная очистка наиболее качественная, как правило. Потому что "корка" на якоре с виду одинаковая, но, в действительности, в одном месте она может быть более плотная, в другом - более рыхлая. Это зависит от состава металла, от того как якорь лежал на дне. Это все нужно определять в ручном режиме, чтобы при очистке не повредить сам якорь. Если этим занимается неопытный человек, он может нанести много вреда - посбивать клейма. Потому что они, как правило, выбивались на горячем железе. А после того, как якорь пролежал на дне, на месте, где был удар по горячему металлу, образовывается "складочка". Она очень нежная и очень хрупкая. Это место при очистке якоря очень легко сколоть, буквально, пальцем можно сковырнуть! В этом случае, мы потеряем информацию.

- Поднятые два десятка якорей на какие группы можно разделить, выделить, может, какие-то особенные?

- Двурогие якоря, как правило, для более крупных кораблей - галеры, кайки, прамы, бригантины. Четырехлапые якоря использовались, как правило, на маломерных судах - казацкие лодки, дюбель-шлюпки, байдаки. Ковались они в разных местах, по разным технологиям. Но где именно их ковали мы еще будем более детально изучать. Может, что-то ковали у нас, что-то в Сибири, на Урале, на Ладоге. Это мы будем изучать по клеймам. С другой стороны, мы уже сейчас занялись вопросом спектрального анализа - связались с нашими коллегами из Института прикладной физики в Сумах и с помощью масс-спектрометров будем брать пробы со всех якорей. На основании изучения состава металла можно будеть определить центры, где ковались те или иные якоря. Эти данные потом можно будет сравнить с информацией, которую будут содержать клейма.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как гидроархеологи со дна Днепра старинные якоря поднимали: видео подводных работ

Лаборант отдела охраны памятников и археологии Национального заповедника "Хортица" Виктор Гаркуша, который непосредственно занимается очисткой якорей, продемонстрировал журналистам, как это происходит. По его словам, на первичную очистку от ржавчины одного якоря может уходить до двух дней работы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ТОП необычных достопримечательностей Запорожья
 


 

Последние новости