Украинские депутаты предлагают ввести запрет на рекламу алкогольных напитков, в том числе пива и слабоалкогольных напитков, а также табачных изделий. Об этом идет речь в законопроекте, разработанном представителями партии "Свобода". Среди них депутаты Анатолий Витив, Игорь Янкив, Ирина Сех и Алексей Кайда.
Как стало известно, законопроект также предполагает запрет на спонсорскую деятельность с использованием логотипов производителей алкогольной и табачной продукции.
Кроме того, по мнению депутатов, в рекламе других товаров и услуг не должны содержаться изображения алкогольных и табачных торговых марок, логотипов, а также самого процесса курения и распития алкоголя.
По мнению депутата Анатолия Витива, законопроект направлен на то, чтобы перекрыть каналы пропаганды и рекламы и должен рассматриваться как часть программы по борьбе с алкоголизмом. В свою очередь Ирина Сех отметила, инициирование ограничения пива, слабоалкогольных напитков, а также других подакцизных товаров направлено на то, чтобы поставить их наряду с крепким алкоголем и сигаретами.
По ее словам, принятие проекта закона может поспособствовать уменьшению количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, а также улучшению здоровья населения, в частности молодежи. Кроме того, по мнению депутатов, все это приведет к повышению продолжительности жизни граждан, а также к улучшению ее качества, а как следствие — будет преодолен демографический кризис.
Как известно, на сегодняшний день в Украине запрещена реклама крепких алкогольных напитков на телевидении с 8 часов до 23 часов. Также запрещена реклама алкоголя на наружных носителях, а реклама табачных изделий запрещена вообще в любом виде, в том числе и спонсорство табачных компаний.
Как отметил депутат от "Партии регионов" Владимир Колесниченко, данную инициативу своих коллег он оценивает положительно, однако, считает, что запрет должен вводиться постепенно. Депутат отметил, что все нужно просчитывать. Также он отметил, что сейчас его цель — уничтожить рекламу на телевидении.
Поддержал его и депутат от "Батькивщины" Сергей Терехин, отметив, что относится положительно к законопроекту и считает, что он будет принят.
Не смотря на то, что запрет может помешать производителям алкоголя выводить новые продукты на рынок, многие производители готовы поддержать данный документ.
Как отмечают в холдинге Global Spirits, которым владеет Евгений Черняк (ТМ "Хортица", "Мороша"), в России уже действует такой запрет, и чтобы там запустить бренд, необходимо около трех лет. Как рассказал директор по маркетингу Георгий Майоров, в Украине сейчас этот процесс занимает около года.
Основные участники рынка считают, что если закон будет принят для всех категорий алкогольных напитков, то законопроект поддержат большинство производителей, поскольку многие из них уже устали от так называемой "войны бюджетов".
При этом эксперты считают, что после введения данного запрета ключевые роли достанутся правильно выстроенным брендам, а также правильно построенным дистрибуционным сетям.
Производители табачных изделий отметили, что после запрета рекламы сигарет в марте прошлого года им пришлось полностью реорганизовать работу маркетинга, и это, несомненно, привело к дополнительным затратам. Однако, не смотря на это, объемы продаж существенно не снизились.
Некоторые эксперты считают, что в случае принятия закона пострадает медиабизнес. По их словам, медиаресурсы понесут миллиардные потери в связи с запретом. Также эксперты считают, что если конкуренция с рекламных плоскостей переместится в торговые сети и заведения общепита, украинские медиа потеряют значительную долю своего заработка.
Стоит отметить, что сегодня доля алкогольной и пивной рекламы в общем объеме рекламы на телевидении составляет не более 10%.
К слову, ранее сообщалось, что украинское правительство планирует пересмотреть ставки акцизов и сборов с целью пополнения государственного бюджета.
Основные участники рынка готовы поддержать инициативы правительства, но только в том случае, если повышение акцизов будет прозрачным и предсказуемым.
Как отмечали в холдинге Global Spirits повышение акцизов не должно проходить шокирующими темпами.
Отметим, что компанией Global Spirits, в портфеле которой более 20 брендов, владеет бизнесмен Евгений Черняк. ТМ "Хортица" является основным и самым популярным брендом холдинга, который в свою очередь считается крупнейшим в Восточной Европе.