Галопом по Европам: опыт запорожской путешественницы

Запорожанка проехала по Центральной Европе автобусным туром.

Будапешт. Здание венгерского парламента.

Заголовок этого репортажа как нельзя лучше характеризует суть поездки за границу на автобусе. Если вы думаете, что у вас будет предостаточно свободного времени на осмотр достопримечательностей и больше получаса на обед, зря вы так. Меня почти недельное путешествие на наземном транспорте по просторам ближнего и дальнего зарубежья не тревожило – я уповала на свою журналистскую закалку – в прежние времена мне часто доводилось ездить в командировки в автомобиле. К тому же мне очень хотелось в Австрию, а попасть в нее легче всего, получив польскую шенгенскую визу, – меньше формальностей. Поляки еще не отошли от совместного ЕВРО-2012 и лояльны к украинцам. 

На границе таможенники ходят хмуро 

Путь через Европу тур­агентство для меня и еще 24-х сограждан, рвущихся в прекрасный мир капиталистических стран и буржуазии, проложило по такой траектории – Польша, Австрия, Венгрия.

Мы выехали из Львова и спустя три часа уже были на границе с Польшей. Нас встретили двое милых, но гордых польских пограничника, которые провели паспортный и таможенный контроль. Они жестами показывали всем желающим, куда им следует идти, если захочется в места не столь отдаленные под названием "WC", но категорически не хотели переходить на английский или украинский. Хотя, по моим наблюдениям, украинский язык поляки знают. 

Не найдя в чемоданах контрабандного сала и табачных изделий (больше 2 пачек сигарет нельзя ввозить в Евросоюз), украинцев впустили в Польшу. 

Проспал – беги в Украину

Пришло время удивляться – оказывается, на территории Польши евро можно найти только в обменниках. За еду, напитки и сувениры нужно расплачиваться злотыми. Откуда такое пренебрежение к валюте Евросоюза у страны из этого самого Евросоюза – для меня лично осталось загадкой. Как и то, где они взяли деньги на такие хорошие дороги. Даже в богатой Австрии дороги хуже. Неужели полякам не хочется украсть бюджетные средства, положив вместо асфальта строительный мусор? Украинские коммунальные службы их бы этому научили. За откат. 

А еще в Польше вдоль дорог стоят… Нет, не мертвые с косами. Оградительные шумоизоляционные щиты из прозрачного пластика. Вот это для Украины вообще непонятная роскошь. Для нас шум и грязь с дороги – слишком малое зло, чтобы о нем думать. 

На ночь глядя нас поселили в гостинице в городке Закопане. Это уже утром, выйдя на балкон, я увидела впереди красивые горы и услышала историю о том, что Закопане – горнолыжный туристический центр Польши. До этого момента я никогда не слышала об этом месте, что в качестве лыжника как нельзя лучше меня характеризует. 

- Быстрее, быстрее, - интеллигентно подгонял за завтраком нашу группу сопровождающий Василий.

На еду нам вообще выделяли мало времени – максимум полчаса. Медленно жующим пришлось тяжело. В качестве наказания за длительное чревоугодие полагались возмущенные взгляды остальных туристов и кое-что похуже. Когда я внимательно прочитала права и обязанности турфирмы, оказалось, что если турист опаздывает к месту сбора группы (замешкался в кафе, в сувенирной лавке, проспал), турфирма его бросает. Да, двадцать четверо одного не ждут. Потерялся – идешь домой на своих двоих. С котомкой через границу. 

Поэтому, хоть как мне хотелось забыть на время о своей врожденной ответственности и запустить в душу немного здорового нигилизма на время отпуска, приходилось не только самой проглатывать пищу кусками размером со спичечный коробок, но и подбадривать возгласами "шнеле" подругу. Особенно в германоязычной Австрии это смотрелось колоритно. 

Экскурсия о том, как польскую шляхту все угнетали

В Закопаном мы увидели снег на дорогах в конце апреля и массу сувениров из овец. Вернее, из всего, что можно у овцы отобрать, – молоко, сыр, всевозможные изделия из шерсти и кожи. Стоимость всего этого разнообразия: шерстяные носки – 10 злотых, кожаный ремень – 8 злотых, нашейный платок – 12 злотых, кусочек сыра весом в 400 г – 6 злотых.  По курсу: один злотый – приблизительно  три гривны. 

Отметила про себя, что поляки не улыбаются покупателям. Даже в ответ на родное им "дзенкую" (спасибо). 

Мы приобрели платную экскурсию в Краков (38 евро), и у меня появилась возможность увидеть город, в котором, по легенде, жил дракон. 

Экскурсия оказалась недолгой, хоть и за дополнительную плату, – мы пробежались с экскурсоводом по королевскому замку и по дороге длиной в километр, которая вела когда-то к главным воротам. Причем из всей экскурсии я лучше всего запомнила стенания женщины-экскурсовода о том, как 120 лет Австрия угнетала Польшу. 

- А сколько лет Речь Посполитая угнетала Украину? – тихо и иронично спросил меня кто-то из туристов.  

В Вене течет "свежая кровь"

Австрия встретила нас рядами современных ветряков. Лопасти длиной в 30 метров медленно крутились, демонстрируя суть австрийской жизни – помпезность в сочетании с простотой и сытой медлительностью. 

Если вы не были в Вене, могу помочь представить ее архитектуру. Вспомните самое вычурное здание Запорожья. Например, театр имени Магара. А теперь мысленно уберите все многоэтажные дома и на их место везде поставьте этот театр. Каждое здание в Вене – шедевр. С колоннами, высокое, с мемориальной табличкой. Императоры Австро-Венгерской империи хотели, чтобы столица впечатляла иностранцев и восхищала. С этой функцией Вена справляется и поныне. 

Австрийцы очень просто одеты. "Как бомжи", - охарактеризовала этот "смарт-кэжэл" моя подруга. Шорты или джинсы и просторная майка сверху. Все девушки – в обуви на низком ходу, без каблуков. Лица без макияжа, но часто с вытатуированными бровями. Такая же одежда – в магазинах на Марияхильде штрассе – улице с бутиками, оккупированными китайцами. 

На третий день, после походов по достопримечательностям, я шла, чувствуя, как боль отдается в щиколотки от каждого шага. И при этом в Вене мимо меня постоянно кто-то пробегал. Австрийцы следят за своим здоровьем и не видят ничего зазорного в пробежках по центру города. 

В ресторанах – цены киевские. Пол-литровая бутылка "Спрайта" – 2,6 евро (30 гривен). Паста "Карбонара" (спагетти) – 16 евро (170 гривен). Кофе – 5 евро (55 гривен).  

Когда пришло время расплачиваться, официант, говоривший со мной по-английски, спросил:

- Russian (русская)?

- No Ukrainian (нет, украинка).

- ?

- Виталий Кличко! 

- Оооо! – с пониманием закивал австриец. 

Имперская роскошь 

Наиболее знаменитые замки Вены – королевские апартаменты Шенбрунн и дворец принца Евгения Савойского Бельведер. 

Австрийский королевский клан Габсбургов знал толк в красоте, но с фантазией у них было не все хорошо, поэтому идею своей резиденции они позаимствовали у Людовика XIV, скопировав внешний вид Версаля. 

Во дворце Шенбрунн 1400 залов, покоев и комнат для прислуги – это наиболее часто посещаемый музей Австрии. Золотая лепнина на стенах до уровня вытянутой руки прикрыта прозрачным пластиком – туристы то и дело пытаются отковырнуть кусочек позолоты. 

По моему мнению, главное достояние замка – парковый ансамбль. Здесь клумбы расположены в виде узоров, по бокам парка стоят римские статуи, а венчает дорогу архитектурное сооружение – арка Глориетта, которую воздвигли в честь победы Австрии над Пруссией. 

История дворца Бельведер не так занимательна, как история его владельца. Принц Евгений Савойский был представителем древнего аристократического французского рода. Как-то на приеме у Людовика XIV он попросил короля дать ему войска и под его командованием отправить на войну. Молодой Евгений искал славы на поле боя. В ответ на это французский монарх высмеял Савойского за малый рост и возра­зил, что с такими внешними данными ему не победить. Савойский развернулся и молча вышел из зала под смех короля и придворных. Спустя несколько дней, оставив свое имущество во Франции, он отправился в Австрию, которая как раз воевала с Оттоманской империей. Здесь он стал знаменитым генералом и спас Австрию от экспансии турок. Мораль – не нужно маленьких обижать! 

Бельведер – очень красивый дворец. Разумеется, он меньше и проще королевской резиденции, но в то же время утонченнее. Белые стены выделяют его в солнечном свете, а вод­ная гладь большого пруда выступает в роли зеркала, отражая замок. 

Гуляш – это суп

Об этом я узнала в Венгрии после пятнадцати минут безрезультатных поисков одноименного жаркого в меню ресторана в Будапеште. Венгерское национальное блюдо я почему-то нашла в разделе "супы". Принесли мне его в жестяном ведерке, которое и поставили на стол. Наверное, решили, что хронически недоедаю. 

После обеда выяснилось, что в Венгрии тоже не очень уважают валюту Евросоюза, в ходу здесь венгерские форинты. Впрочем, в этой стране к евро относятся с меньшим презрением, чем в Польше, поэтому в кафе и магазинах можно расплатиться и евро, но по заниженному курсу. В государственные же музеи и галереи можно войти только за форинты.  

После того, как уже две страны Евросоюза так негалантно обошлись с евро, у меня появилась мысль, что венгры и поляки что-то знают, и украинцам, похоже, не стоит хранить свои сбережения в этой валюте. И стоит перевести их в какие-то другие тугрики. 

В Венгрии тоже когда-то были короли, и они также жили во дворцах. Мы увидели один из них на обзорной экскурсии по Будапешту. 

Местный парламент тоже похож на дворец – как и в Украине, депутаты здесь себя любят и в "хатынке" вершить судьбу народа не хотят. Только во дворце. 

Однако больше всего меня поразил музей искусств в Будапеште. Вернее, его наполнение – подлинники Моне, Эль-Греко, Пикассо, Рафаэля. Венгерка на кассе пыталась продать мне самый дорогой билет на выставку какого-то новомодного местного художника, но у нее это не получилось – я решила, что каким бы художник ни был модным, надо брать "дешевого" и "менее популярного" Моне. 

К концу шестого дня мои ноги привыкли к пешим марш-броскам и перестали болеть. Но уже пора было возвращаться в Украину. 

Пересекая ночью границу с Родиной, я сквозь сон подумала: "Господи, а тут что за язык и какая валюта?!". 

Поездки на автобусе с тургруппой в Западную Европу – по сравнению с турами, где есть перелеты, – недорогое удовольствие (мне оно обошлось в 350 евро плюс дополнительные экскурсии за 80 евро), но физически изматывающее и прошедшее в лихорадочной спешке. Лучшие минуты, которые мне запомнились в этом бешеном ритме, – возможность час посидеть в ресторане под открытым небом и, ожидая заказ, наблюдать за медлительными австрийцами, чувствуя и себя европейцем, который может себе позволить степенно пить кофе среди имперских улиц. 

Поэтому поездка "галопом по Европам" не должна стать привычной, а выступить в роли первой, ознакомительной. Затем, выбрав полюбившуюся страну, можете вернуться в нее уже на более длительное время и рассматривать достопримечательности медленно, не обращая внимания на нервного гида. Я уже выбрала эту страну. Из-за спешки я забыла выпить в Вене кофе по-венски. Нужно наверстать упущенное. 

Алена Голота, Остров Свободы

Запорожье-Львов-Закопане-

Краков-Вена-Будапешт-

Львов-Запорожье 

Последние новости