Страна: 1964, Япония
Жанр: драма / сюрреализм/авангард.
Режиссер: Хироси Тэсигахара
Сценарий: по роману Кобо Абэ "Женщина в песках"
Оператор: Хироши Сегава
Композитор: Тору Такемитсу
В главных ролях: Эйджи Окада, Киоко Кишида, Хироко Ита.
Награды:
1965 — приз режиссеру (Blue Ribbon Awards, Kinema Junpo Awards), лучший фильм, лучший режиссер, приз оператору (Mainichi Film Concours);
1964 — спецприз Каннского кинофестиваля; два номинирования на премию "Оскар".
Кадр из фильма. Фото: moikompas.ru |
Описание:
Энтомолог-любитель Ники Дзюмпэй, охотясь за насекомыми в песчаной пустыне, опаздывает на последний автобус, и местные жители приглашают его переночевать в их деревне в доме у молодой женщины. Дом оказывается на самом дне ямы в песке, куда Дзюмпэя спускают по верёвочной лестнице. Хозяйка дома, молодая вдова, занимается тем, что каждый день должна выгребать песок, наносимый песчаными бурями, иначе песок может поглотить её дом и всю деревню.
На следующее утро Дзюмпэй обнаруживает, что лестница исчезла, а он оказался пленником в этой яме и теперь должен помогать женщине в её работе. Поначалу он всячески противится этому, пытается сбежать, но после нескольких бесплодных попыток, смиряется с положением.
"Женщина в песках", по словам режиссера Хироси Тэсигахара, представляет собой документальную фантазию. Как и другие похожие сюжетно произведения (например, "За закрытыми дверями" Жана-Поля Сартра, "Ангел-истребитель" Луиса Бунюэля или "Счастливые дни" Сэмюэла Беккетта), фильм "Женщина в песках" является аллегорией. Прежде всего это аллегория конфликта между Востоком и Западом с их различным отношением к свободе и жизни: главный герой Ники в начале фильма является воплощением человека западного типа, он одет в одежду европейского покроя, он амбициозен, ценит научный подход к жизни и свидетельства материального благополучия, однако при этом он эмоционально далёк от окружающего мира, он всего лишь один из миллионов жителей Токио с его многочисленными документами и расписаниями. В течение многих месяцев жизни в песках Ники проходит эволюцию от возмущения судьбой до смирения, он теряет все свидетельства прошлой жизни (например, в конце он одет уже в национальную одежду) и утрачивает даже желание покинуть место своего заточения, зато приобретает внутреннюю свободу. Здесь сказывается влияние на фильм философии даосизма с его призывом быть в гармонии с миром, а не противостоять ему.
Критики отмечали стилистическое, визуальное совершенство ленты, её напряженный эротизм, мастерство, с которым были сняты дюны, движущиеся подобно живому существу.
Где посмотреть: киноклуб "Восхождение", входсвободный
НАПОМИНАЕМ! Киноклуб "Восхождение" на время сменил свой адрес. Ближайшие сеансы можно посмотреть здесь: ДК "ДЭЗ", остановка транспорта "Улица Мира".
Когда посмотреть: 30 сентября, 18.00
ТРЕЙЛЕР