Запорожские маршрутки: пассажиры-мешки, отваливающиеся поручни и маты вместо приветствия

Запорожские маршрутки: пассажиры-мешки, отваливающиеся поручни и маты вместо приветствия

Запорожские маршрутки - полный экстрим? Фото vgorode.ua
Автор: Алена ХРОМЕНКО

Если вы по какой-то причине еще не прошли курс выживания в запорожских маршрутных такси (возможно, вы счастливый обладатель Maserati или велосипеда), но все же решились на этот экстрим, вам следует знать следующее. Чтобы ездить в маршрутках без ощутимого ущерба для физического и психического здоровья, нужно привыкнуть  к хамству (не важно, кто его источник – водитель или пассажир), уклоняться от отваливающихся деталей автомобиля и научиться спать стоя.

НЕ ДРОВА ВЕЗЕШЬ

В минувшее воскресенье мы сели в маршрутку N80 около 11 утра и стали свидетелем перепалки между водителем и пассажирами, которые и сравнивали себя словесно с теми самыми дровами. Этот диалог заставил беспокоиться, ведь водитель все время отвлекался от дороги и пытался усилить сказанное суровым взглядом и грозными гримасами. Трижды маршрутка останавливалась на проезжей части, и шофер просил главных "активистов" движения за качество автоперевозок освободить салон. Его попытки не увенчались успехом, накал страстей достиг предела, и недовольные  пассажиры смирились со своей участью "дров". Опасаясь, как бы разнервничавшийся водитель не попал в аварию, они даже принялись его успокавать. Затем в салоне долгое время царило молчание, и пассажиры мечтали о том, как бы "пилот" поскорее успокоил свои нервы.

ЛЬГОТНИКОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

 Оказалось, что запорожские маршрутки – самые загадочные и таинственные в мире – в них, словно в Бермудском треугольнике, пропадают все пассажиры льготных категорий, как только попадают в салон. Мы в очередной раз стали свидетелем этого мистического явления, сев в маршрут N88 в 9 утра. Стоило пожилой женщине наивно поинтересоваться, если ли уже в салоне пассажиры-льготники, она услышала суровое "Да", хотя журналисту отыскать в салоне такого пассажира было крайне проблематично.

ТОМИМЫЕ ЖАЖДОЙ ОБЩЕНИЯ

Все мы существа социальные, и водитель – тоже. Ему тоже бывает одиноко, хочется услышать родной голос. Наверное, поэтому разговоры за рулем – такое распространенное явление. В маршрутке N85 в обеденное время мы заметили, что транспорт оборудован рацией, по которой общались водители. Коллеги то и дело сообщали "гонщику", где в данный момент образовалась пробка на дороге, координаты постов ГАИ и просьбы "подобрать" хорошего человека.

ГЛАВНОЕ – ВЫПУСТИТЕ!

Когда-то у маршруток перед трамваями и троллейбусами было, пишет "Остров свободы",  одно преимущество – можно было попросить водителя "остановить там, у забора". Теперь эта милая просьба не срабатывает, и водителей можно понять – штраф обходится им в приличную сумму и порой достигает размера все дневной выручки.

Но если вам уж совсем невтерпеж выйти из маршрутки в неустановленном месте – спрыгивайте на ходу. Благо местные болиды оборудованы всем необходимым для таких прыжков без парашюта  - внезапно открывающимися дверьми при еще двигающемся транспорте. Этим грешат многие водители независимо от того, в какое время и где они работают. На каждом из маршрутов мы наблюдали, как транспорт подъезжал к остановке с уже открытой входной дверью.

САЛОН ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Запорожские маршрутки подчиняются не законам физики, а размышлениям водителя на тему, скольких еще человек можно втиснуть в довольно небольшое пространство. В очередной раз мы встретились с водителем-лингвистом на маршруте N63 в прошлый четверг в 7 вечера. Восклицанием "Вы что, ох..ели все! Дайте заработать!" водитель пытался мотивировать пассажиров пройти по  салону. Граждане молча послушались, верно расшифровав данное послание. На протяжении всей поездки водитель казался крайне нервным и раздражительным – что не могло не вызывать у пассажиров опасения.

ЧТОБЫ СКУЧНО НЕ БЫЛО

Поездка в маршрутке может оказаться и очень веселой, если данное транспортное средство уже давно не знавало ремонта. Мы вновь наслаждались услугами маршрута N85 (10 февраля в 8:30), когда пассажиры вдруг осознали, что судьба этой маршрутки в их руках! В буквальном смысле. В салоне отвалился поручень, и людям пришлось его держать на протяжении всего пути. Водитель  зашел в салон, оценив степень повреждений и попросил присутствующих потерпеть и не выпускать поручень из рук, которые еще держался на переднем креплении. И если остальным эта ситуация показалась довольно смешной, то женщине на заднем сидении было не до смеха – плохо закрепленная запчасть висела над ней, словно дамоклов меч. И всякий раз новые пассажиры с недоумением принимали эту эстафетную "палочку".

Пассажиры также развлекались, наблюдая за практически выпавшим плафоном, вслух гадая: "Упадет - не упадет".

Водитель одного из запорожских маршрутов Сергей на условиях анонимности посетовал нам, что никто не хочет понять – большинство водителей должны заработать определенную сумму – и развозить пенсионеров им не с руки.

- Если очень повезет, в день можно заработать 200-300 гривен. Маршрутчиков нанимает фирма, которая может давать машину в аренду, на ней ты и зарабатываешь,  но большую часть отдаешь. Вот, к примеру, на некоторых маршрутах план – 400 гривен. Эти деньги ты должен заработать, чтобы отдать фирме, остальное, если заработаешь, твое. А я могу в день заработать и 50 гривен, и 200 – все зависит от того, в какой день работаешь, в какое время, на каком маршруте. И когда план "поднимают", иногда вообще ничего не заработаешь. У водителя есть "отмазка" – он говорит пенсионерам, что солярка дорогая, бензин, - подытожил он.