Как мы возвращали бракованные товары в запорожских магазинах

Автор: Татьяна ЖАВЖАРОВА

Подсунуть некачественный товар или брак вам могут в магазине или на базаре. Вы сами можете по рассеянности взять плохой продукт или вещь в супермаркете. Это может случиться с каждым. Это случалось и с нами. Поделимся опытом и послушаем советы специалистов, как нужно было действовать.

Вооружение законом

Статья 8 Закона о защите прав потребителей гласит: "В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать: пропорционального уменьшения цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения расходов на устранение недостатков товара".

Проверим на практике.

Купленная обувь не нравится? У вас есть право вернуть товар в магазин. Фото sxc.hu

Обувь-одежда: все зависит от продавца

В обувной сети магазинов "Мида" недавно я купила сапоги. На следующий день на первой же прогулке разошлась молния. Привезла сапоги в магазин – обменять их или отдать деньги отказались. Заявили, что вещь ношеная (полчаса от силы!), к тому же гарантия на фурнитуру не распространяется. Вот если бы у меня отвалилась подошва – то да, заменили бы.

После моего намека на защиту прав потребителя согласились отправить сапоги на завод и отремонтировать в течение 2 недель. Ждать не хотелось, поэтому я решила отдать сапог в ремонт самостоятельно. Это обошлось в 30 гривен.

– Согласно законодательству Украины все претензии по обуви вы предоставляете

по месту покупки товара. Гарантийные сроки носки обуви установлены законодательством, т.е. ГОСТами, действующими на Украине, – сообщил менеджер компании B&G, произведшей обувь.

Недавно купила комбинезон с "заедавшей" молнией – в магазине "Кроха и вы" вещь забрали без лишних слов и вернули деньги.

Поломки фурнитуры случаются часто.

Я обратилась в областное общество защиты прав потребителей, чтобы узнать, что делать в таком случае.

– Правильно, гарантия на фурнитуру не распространяется. Если вы еще обувь не носили, согласно статье 9 Закона о защите прав потребителя, вы вправе ее заменить как не подошедшую. Но если у вас молния на сапоге поломалась – значит, вы его уже носили, – объяснили мне.

Специалист отметил, заменят вам бракованную вещь или нет – зависит от продавца.

Та же 9 статья дает право обменять вещь, которая не подошла по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или "по другим причинам не может быть использована по назначению". Причем сделать это можно в течение 14 дней. 

– Некачественный товар принимается обратно в магазин при наличии чека в течении двух недель, – подтвердили в "Амсторе".

Изучите свои права и требуйте! Клиент всегда прав. Фото sxc.hu

Как нужно действовать неудачливому покупателю?

– Нужно написать заявление на имя руководителя предприятия, которому принадлежит магазин. В нем пояснить ситуацию и изложить свои требования. Обязательно напишите "Ответ необходим для предъявления в Областное управление защиты прав потребителя для принятия решения". Сделайте копию своего письма и потребуйте руководителя магазина ее подписать. Можно и послать такое заявление ценным письмом с описью вложения. Ответ должны дать в течение 10 дней.

Техника: требуйте гарантии

С обменом техники все проще и сложней. У купленной в магазинах техники обычно есть гарантийные талоны. Но он будет бесполезен, если продавец не сделает в нем отметки о продаже и не укажет даты продажи.

Таким балуются менеджеры в "Ашане". Следите, пожалуйста.

Ремонт делают сервисные центры продавца или компании-производителя. 

Покупатель также имеет право сдать не понравившуюся технику.

Недорогую, но солидную мобилку Nokiaмы купили в запорожской сети магазинов "Алло". Через 10 дней принесли ее обратно и просили поменять ее как неудобную на другую модель. Продавцы взяли телефон  и объяснили, что отправляют его на экспертизу. Мол, не поломал ли его покупатель за это время?

Через три недели позвонили, что все нормально, мы выбралм другую модель – и все остались довольны. Мы могли, согласно закону, просто потребовать стоимость товара назад.

Обратите внимание, что техника не должна была ремонтироваться или разбираться. В Запорожье бывали случаи, когда в магазине продавали телефон уже бывший в употреблении как новый. На телефоне, например, не должна быть снята защитная пленка, говорят в Обществе защиты прав потребителей.

Порвавшийся пакет с покупками - на самом деле вина супермаркета. Фото sxc.hu

Еда: нужен глаз да нюх

Чаще всего испорченная еда попадается в магазинах. Если недостатки продукта вы заметите дома, можно отнести его назад и потребовать замены. Главное – предоставить чек, как доказательство покупки. Как правило, крупные торговые сети блюдут свою репутацию и идут навстречу обиженным покупателям.

Статья 8 Закона о защите прав потребителя требует заменить испорченный товар на качественный или вернуть деньги, если срок годности продукта еще не истек.

Но на базаре нужен глаз да глаз за руками продавцов. Типичны примеры, когда вам дают пробовать один продукт, а заворачивают другой. Увидев подмену, можно попытаться взывать к совести продавца. Но, увы, если он же вам и подсунул товар "второй свежести", совести может и не быть. Тогда нужно идти с жалобой в Лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы, расположенную здесь же. Кстати, как оказалось, на рынке Анголенко работают две лаборатории – одна государственная, в ведении которой находится старая часть рынка. И частная – в верхней, новой части базара. В какой части покупали – в такую и нужно жаловаться.

– Жалобы на качество продуктов необходимо предъявлять в тот же день, когда совершили покупку, а не на следующий. Потому что молочные и мясные продукты быстро портятся, и сложно доказать, что это случилось еще до покупки, — рассказали нам в лаборатории. – Мы делаем экспертизу подозрительного товара. Если продукт действительно испорчен,  мы идем к продавцу и требуем вернуть деньги.

Но в лаборатории подчеркнули, что за качество фасованного товара не отвечают. Так что творожки, колбаса, пирожные с базара – могут быть опасны из-за несоблюдения условий хранения.

Куда жаловаться:

Областное управление защиты прав потребителей телефон 764-37-72

Запорожское областное управление защиты прав потребителей