Дата города: строим главную транспортную артерию города – мосты Преображенского

Дата города: строим главную транспортную артерию города – мосты Преображенского

Один из мостов Преображенского. Фото с сайта retro.zp.ua
Автор: Зоя МЕРЕЖКО

В этот день в 1949 году началась работа по сооружению новых мостов через Днепр.   Автором проектов обоих мостов был известный московский инженер Борис Николаевич Преображенский, работавший в институте "Трансмостопроект" Министерства путей сообщения СССР.

Первоначально Преображенский хотел, в целях экономии, использовать опоры мостов Стрелецкого, находящихся на данный момент на этом месте. Мосты проходили как через оба русла Днепра. Так,  через Старый Днепр протяженность моста составляла 370 метров, а через Новый - был перекинут трехарочный мост длиной 715 метров и высотой в 50 метров. В свое время это был самый большой однопролетный мост в Европе.

Оба моста были двухъярусными. По верхнему ярусу проходила железная дорога, по нижнему - широкая шоссейная и автомобильная дорога с тротуарами по обе стороны для пешеходов.

Судьба мостов Стрелецкого сложилась трагично. В августе 1941 года немецкие войска, заняв правый берег Днепра и остров Хортицу, рвались к Запорожью, где в это время шла эвакуация заводов. Чтобы не допустить врага в город, советское командование приняло решение 18 августа взорвать проезжую часть плотины у правого берега и мост через Новый Днепр.

Спустя 8 лет, когда водолазы очистили дно от взорванных конструкций (около 12000 тонн), выяснилось, что немцы разрушили их, подорвав опоры на семиметровой глубине. От опор мостов Стрелецкого остались только береговые башни с бойницами.

Новые мосты, в отличие от довоенных, предполагалось строить из монолитного железобетона. Это объясняется отсутствием достаточного количества высокопрочных сталей в те послевоенные годы, а также тем, что сталь, поставляемая из-за рубежа, в условиях "холодной" войны, была объявлена стратегической продукцией, не подлежащей экспорту.

На руинах старых мостов Преображенский стал возводить новые, названные в его честь.

Мосты Преображенского в первую очередь строились как автомобильная и железнодорожная переправа через Днепр, которая должна была соединить Кривой Рог с Донбассом. Длина первого моста составляет 228 метров. Это был самый длинный арочный мост Украины вплоть до 1974 года. Длина второго моста оставляет 560 метров, высота — 54 метра.

На момент строительства автомобильный поток был малым, поэтому мосты строились однополосными. Однако за прошедшие пятьдесят лет на правом берегу Днепра вырос жилой Хортицкий район, многие жители которого работают на левом берегу. Из-за увеличения трафика и нагрузки, ускорилось разрушение мостов Преображенского. Так происходит разрушение гидроизоляции и деформационных швов, мост покрылся трещинами, от опор отпадают куски бетона.

По данным специалистов,  план по ремонту главной транспортной развязки в Запорожье - мостов Преображенского - есть, только вот денег пока нет.  

Другой проблемой мостов является возникновение частых дорожных заторов, которые возникают из-за того, что въезды и выезды с мостов построены под прямым углом и автомобилям приходится сбрасывать скорость, чтобы заехать на них.

К сожалению, проблема мостов витает в воздухе уже очень давно и остается  все еще неразрешенной.

В этот день начали строительство мостов Преображенского